Дернова Мария
Исследовательский проект «Как измерить время?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта.
Организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2 «Буратино» г. Аксай, Ростовской области.
Состав проектной группы: воспитанники (дети) и воспитатель группы «Звёздочка» М. В. Дернова.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский, продуктивный.
- По числу участников проекта: групповой.
- По времени проведения: краткосрочный (05.02.24г. – 09.02.24г.).
- По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.
- По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность.
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Продолжать совершенствовать навык определения времени не только по привычным часам (циферблату, но и научиться измерять время нестандартным способом.
Предварительная работа.
В рамках образовательного процесса, ко дню российской науки было проведено ряд бесед с детьми на тему «Что такое время?», «История возникновения часов?». Просмотрены видео презентации по данном теме: «Знакомство с часами», «Часы в древности», «Измерение времени по часам» и др. Чтение худ. литературы: «Сказка о потерянном времени», «Королевство кривых зеркал», «Песочные часы»,
«Часы с кукушкой» и др. Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие во времени», «Магазин часов», «Который час?» и др. Работа с родителями: помощь в изготовлении макетов для измерения времени.
Задумка.
В ходе бесед у детей возникли вопросы:
- Что же такое время?
- Как измеряли время в древности?
- Как можно измерить время, не используя современные часы?
- Что необходимо для измерения времени?
Решили: создать своими руками макеты часов: солнечные, водные, солевые. Измерить время используя созданные макеты.
Цели проекта:
Создать условия для самостоятельной детской инициативы в экспериментальной деятельности.
Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста представления о времени.
Детская: Создать макет и измерить время на макетах: песочные часы (солевые, водные часы, солнечные часы.
Конечный продукт: макеты песочные часы (солевые, водные часы, солнечные часы.
Задачи:
1. Вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирование времени.
2. Активизировать словарь по теме: циферблат, солнечные, песочные, водяные часы, гноном.
3. Учить определять материал, из которого сделан предмет.
4. Развивать внимание, умение мыслить, рассуждать.
5. Воспитывать дружелюбное отношение в команде и умение прислушиваться к чужому мнению.
Оборудование: Наглядный материал: схема проекта, шаблон из картона для солнечных часов, пластиковые бутылки, трубки для изготовления водных и солевых часов, вода, соль, клей, фломастеры, линейка, фонарик, секундомер, песочные часы (2 мин.).
Планируемые результаты:
1. Сформируется интерес к познанию истории и своего прошлого.
2. Дети познакомятся с историей возникновения часов, их разнообразием и назначением.
3. Получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени, научатся определять время по созданным макетам.
4. Научатся регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
5. Дети приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками.
Этапы деятельности.
1. Подготовительный этап – Задумка.
1. Решили создать макеты: солнечные, водные, солевые часы своими руками.
2. К кому можно обратиться, если чего – то не знаешь? (к родителям - сбор информации для создания).
3. Подготовка материала (где возьмём? Энциклопедии, интернет носители).
4. Как подготовим инструментарий? (ищем, подбираем, спрашиваем).
5. Составление алгоритмов:
- порядок подготовки материала;
- порядок изготовления.
2. Основной этап – Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.
1. Распределения на группы (кто что будет готовить, через разговор с детьми).
Дети распределились на 3 групп:
1.1 «Солнечные часы».
1.2 «Водные часы».
1.3 «Песочные (солевые) часы».
2. Алгоритм деятельности по группам.
2.1 Задумка.
2.2 Материал (материалы для изготовления: шаблон из картона для солнечных часов, пластиковые бутылки, трубки для изготовления водных и солевых часов, клей, линейка, фломастеры).
2.3 Инструментарий (материалы для последующего измерения времени: руки, деревянная шпажка, воронка, фонарик, вода, соль.).
2.4 Всё по порядку:
- найти, рассмотреть, подобрать;
- создание макетов часов, краткая информация о выбранном макете, подготовка деталей;
- сборка и изготовление макетов и измерение с помощью макетов времени.
3. Способы распределения ролей в рабочих группах.
- по желанию; дети разбиваются на группы, с учетом выбранной группы.
- по договорённости;
- считалочкой.
3 этап. Заключительный.
1. Совместное творчество воспитателя, детей и родителей: создание и сборка макетов для измерения времени своими руками.
2. Представление выполненного макета и измерение времени.
4 этап. Презентация выполненного макета.
Отчет каждой группы проходил в следующем формате: каждая группа выбирала делегата, который делился проделанной работой со сверстниками (ребятами других групп исследования).
Отчёт 1 группы «Солнечные часы».
Ребята первой группы создали макет «Солнечные часы», используя картонный шаблон, линейку, фломастеры, деревянную шпажку «гномон». В ходе проведения детьми экспериментальной деятельности сделали вывод: измерение времени солнечными часами не всегда эффективно и точно. Нужна ясная погода, в пасмурный день, в группе при наличии электрического освещения, фонарика, результаты оказались не точными.
Отчёт 2 группы «Водные часы».
Ребята второй группы создали макет «Водные часы», использую две пластиковые бутылки, трубки, клей. В ходе проведения опыта детьми было измерено время по макету при помощи секундомера. Результат 4 минуты. Это время перетекания жидкости из одной ёмкости в другую.
Отчёт 3 группы «Песочные (солевые) часы».
Ребята третьей группы создали макет «Песочные (солевые) часы», используя две пластиковые бутылки, клей. В ходе проведения опыта детьми было измерено время по макету при помощи песочных часов (2 мин.). Дети установили результат 8 минут, т. е. песочные часы переворачивались четыре раза, пока вся соль не пересыпалась из одной ёмкости в другую.
Рефлексия. Результат проекта:
1. Дети познакомились с историей возникновения часов (что стало причиной их появления).
2. Получили новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, водяные часы, песочные часы.
3. Приобрели навыки совместной работы со сверстниками.
4. Полученные знания оказали непосредственное влияние на формирование навыков исследовательской деятельности детей.