Люба Кулик
Исследовательская работа «Эта удивительная соль»
▼ Скачать +Заказ
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я-исследователь»
Тема: «Эта удивительная соль».
Секция: естествознание (неживая природа)
Работу выполнила : Крапивина Дарья
воспитанница МБДОУ №47
Руководитель:
Кулик Любовь Владимировна, воспитатель
х. Прикубанский
2022г.
Введение
«Сколько жизней спасла ты, соль…
Сколько ты погубила… Жуть…
Публикация «Исследовательская работа „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
Если в сердце соль – это боль…
Если в правде соль – это суть…
Всюду место тебе, и честь…
И не зря говорят вокруг, надо пуд этой соли
съесть, чтоб узнать, что такое друг…
И какой бы ни падал гром, и какой бы ни
выпал час, если к людям идешь с Добром-
Хлеб да соль! – говорят у нас…»
В окружающем мире есть вещи, к которым мы привыкли, но не замечаем их. Это удивительная соль.
В детском саду мы готовили открытку ко Дню Матери, рисовали цветной солью. Возник вопрос: «Что такое соль и какими свойствами она обладает?». Мы решили исследовать и узнать о ней всё.
Гипотеза: мы предположили, что соль – это не только вещество, необходимое человеку, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Цель: Узнать как можно больше о соли и её свойствах.
Задачи: 1. Собрать информацию о соли.
2. Исследовать свойства соли опытным путем.
3. Вырастить кристаллы соли.
Объект исследования : пищевая поваренная соль
Методы исследования :
-Анализ познавательной литературы
-Исследовательская деятельность
-Наблюдения
-Поисковая деятельность
Основная часть.
1. История соли.
Из интернет источников мы узнали, что соль существует с древних времён. Люди собирали белый порошок с камней на берегу моря. Соль была дороже золота и из-за неё начинались войны. По старинному славянскому обычаю, дорогих гостей встречали с хлебом и солью.
2. Виды соли.
Соль – это природное кристаллическое вещество.
Она бывает: каменная, поваренная, морская, техническая.
3. Где добывают соль.
В энциклопедии мы прочитали, что соль добывают по разному :
в шахтах, из морской воды, солёных озёр
4. Использование соли.
Каменная соль служит пищевой добавкой, в отработанных соляных шахтах строят санатории и музеи.
Поваренная соль применяется как пищевая добавка, в консервировании, средством в борьбе с гололёдом, ещё хорошо снимает неприятный запах лука, рыбы.
В морской соли есть полезное вещество – йод, а значит лечебная. Используют соль в медицине, например: полоскание горла, промывают нос.
Техническую соль используют в производстве бумаги, стекла, стирального порошка, в борьбе с гололедом на дорогах.
Применяют соль в качестве материала для творчества. Из соленного теста делают поделки, умельцы выкладывают картины.
5. Соль для животных.
Соль полезна не только для людей, но и для животных. Животным дают соль, которой нет в траве и сене.
Экспериментальная часть
Мы решили изучить, что ещё умеет соль, в этом мне помогла воспитатель Любовь Владимировна. С ней я провела серию опытов с пищевой поваренной солью.
Опыт №1 «Волшебный кристалл»
Цель: выяснить, что соль – это кристалл.
Мы взяли соль и рассмотрели под микроскопом и увидели прозрачные кристаллы.
Вывод: Соль представляет собой прозрачный кристалл.
Опыт №2 «Свойства соли»
Цель: определить, имеет ли соль запах, цвет, вкус.
Взяли три столовые ложки соли и насыпали на тарелочку. Мы понюхали соль, она не имеет запаха. Посмотрели на соль, она белого цвета. Попробовали соль на вкус, она соленая.
Вывод: Соль –не имеет запаха, на цвет –белая, на вкус – соленая.
Опыт №3 «Соль, снег и лёд»
Цель: выяснить, влияет ли соль на таяние снега и льда.
На прогулке в детском саду, мы насыпали на заснеженную дорожку немного соли и на льдинку. Прошло 30 минут, мы увидели, что там, где снег посыпанный солью превратился в «кашицу», а лед начал таять.
Вывод: Соль разрушает кристаллы снега и льда.
Опыт №4 «Соль в воде разной температуры»
Цель: определить, как температура воды влияет на скорость растворения соли.
Мы взяли три стакан с водой разной температуры. И положили в каждый по ложки соли, размешали. В стакане с горячей водой соль растворилась быстрее.
Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
№ Вода 150мл. Температура воды С° Время растворения
1 холодная 14 5 мин.
2 тёплая 31 2 мин.
3 горячая 62 1 мин.
Опыт №5 «Эффект мёртвого моря»
Цель: выяснить, способность соленой воды удерживать предметы на поверхности.
Для опыта взяли три стакана с водой. Во 2 и 3 положили разное количество соли. В каждый стакан опустили сырое яйцо. И посмотрели, чем больше соли, тем меньше яйцо погружается.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.
№ Количество соли (столовая ложка) Высота погружения яйца
1 0 утонуло
2 1 Утонуло на половину
3 3 На поверхности
Опыт №6 «Выращивание кристалла»
Цель: может ли кристалл соли расти.
Мы взяли банку с водой -600мл, насыпали три ложки соли, размешали. Добавили соль и снова перемешали. И так до тех пор, пока соль перестала растворяться и стала оседать на дно. К палочке привязали нитку и опустили в соленый раствор. Наблюдения мы записывали в таблицу.
День Размер
3д. 5мм
7д. 10мм
10д. 20мм
Вывод: Кристаллы соли могут расти
Заключение
Мы изучили различные информационные источники и получили информацию о соли. Узнали, что соль была дороже золота, она бывает: поваренная, каменная, морская, техническая. Что соль добывают в шахтах, в озёрах, в морях. Её используют в быту, в промышленности, в медицине, полезна для животных. Проведя исследования, выяснили: соль – это кристалл, не имеет запаха, на вкус соленая, белого цвета, разрушает кристаллы снега, льда. В горячей воде соль растворяется быстрее, способность соленой воды удерживать предметы на поверхности. Мы вырастили свой кристалл.
Цель работы достигнута. Гипотеза доказана: соль - интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Работая над темой своей работы, мы получили навыки исследовательской деятельности и рассказали о свойствах соли ребятам нашего детского сада.
Список литературы
1. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» /Под ред. О. В. Дыбина - М. : ТЦ Сфера, 2014г.
2. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
3. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006г.
4. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б., 1995г.
5. Интернет – источники