Лучший педагог года

Исследовательская работа «Невидимки вокруг нас» по теме «Бактерии»

Мария Хроменкова
Исследовательская работа «Невидимки вокруг нас» по теме «Бактерии»

Невидимки вокруг нас.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

Обоснование актуальности исследования….….2

2. Основная часть.

2.1. История возникновения бактерий…. …. ….4

2.2. Среда обитания и особенности бактерий…. ….5

2.3. Наблюдение и эксперимент ….….…6

3. Заключение….8

4. Литература…. 9

5. Приложение….…10-20

I. ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбранной темы

Однажды, при изучении новой темы на уроке окружающего мира учительница рассказала о том, что каждому человеку необходимо соблюдать правила личной гигиены – ведь только так можно выглядеть чистым и аккуратным, а также защитить себя от вредных микроорганизмов. Оказывается, что мир микроорганизмов очень разнообразен, и является неотъемлемой частью нашей жизни, но необходимо знать, что с одними микроорганизмами можно дружить, а с другими нужно бороться. Так, на уроке мы раскрашивали плакат, на котором были изображены грязные руки и написаны различные бактерии. А вечером дома моя мама готовила йогурт для младшего брата и рассказала, что из молока можно сделать йогурт благодаря бактериям.

Получается, микробы и бактерии играют важную роль в жизни. Одни вредные для человека, а другие приносят пользу. Меня это заинтересовало. Так появился мой проект «Невидимки вокруг нас».

Данный проект позволит понять какие бактерии необходимы для человека, а с какими нужно бороться, для сохранения своего здоровья.

Цель: узнать, что такое бактерии и, какую роль играют они в жизни человека.

Задачи:

1. Формировать исследовательские навыки в поиске информации в различных источниках.

2. Изучить литературу с целью получения информации о микроорганизмах.

3. Выявить пользу или вред микроорганизмов в повседневной жизни человека

4. Провести наблюдение и эксперименты по выявлению микроорганизмов.

Гипотеза: если бактерии могут быть полезными, то какую роль они играют в жизни человека.

Объект исследования: бактерии.

Предмет исследования: влияние бактерий на жизнь человека.

Методы исследования: сбор и анализ информационных источников, обобщение, наблюдение, эксперимент, фотографирование. (с помощью родителей).

Этапы исследования:

1 этап - организационный (определение темы, цели, задач);

2 этап - поисковый и исследовательский (сбор информации и наглядного материала, проведение эксперимента и наблюдения);

3 этап - результативный (оформление собранной информации);

4 этап - презентационный (подготовка презентации о проделанной работе)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. История открытия бактерий

Впервые микроорганизмы (бактерии) обнаружил учёный из Голландии Антони ван Левенгук [Рисунок 1] в конце семнадцатого века. Сделал он это с помощью микроскопа, который сам и изобрёл. Он добивался увеличения до 300 раз с помощью линз-шариков. Левенгук собственные наблюдения рассказал в нескольких посланиях, обращённых к ведущему научному обществу Великобритании. Однако в дальнейшем (около одного века) бактерий никто не находил. Левенгук вошел в историю как первооткрыватель удивительного мира бактерий и как величайший экспериментатор своего времени.

В 1828 году Христиан Готфрид Эренберг [Рисунок 2], проводя некоторый эксперимент, обнаружил несколько микроорганизмов. В ходе этого он дал им название – бактерии.

Через небольшой промежуток времени французский химик и микробиолог Луи Пастер [Рисунок 3] выяснил, что главным в брожении является увеличение количества бактерий. В процессе этого он подтвердил существование микроорганизмов.

Но когда и кто открыл бактерии, которые представляют собой опасность, то есть принадлежат к возбудителям различных болезней?

Это был немецкий учёный и врач Роберт Кох [Рисунок 4]. Он работал над такими бактериями, которые становились причинами возникновения острой кишечной инфекции, туберкулёза и особо опасной инфекционной болезни – сибирской язвы.

Основоположником науки, которая занимается изучением микроорганизмов, является немецкий ботаник Фердинанд Кон [Рисунок 5]. Он дал ей название бактериология. Заниматься освоением бактерий Кон начал в конце девятнадцатого века (1870 году).

Но несмотря на то, что к девятнадцатому веку уже стало ясно о причине большинства заболеваний, а именно о воздействии бактерий на организм, необходимых лекарственных препаратов изобретено не было. На протяжении многих столетий человечество не только не имело защиты от инфекционных заболеваний, а и не признавало их как заболевание вообще. Считалось, что они являются «карой божьей за грехи». Единственным плюсом было то, что таких больных старались изолировать. Врачами того времени было подмечено, что изоляция тем самым препятствует распространению болезни. Это дало возможность рассматривать распространение инфекции как заболевание. Так итальянский лекарь Джироламо Фракасторо [Рисунок 6] первым предположил, что заболевание переходит от больного к здоровому через предметы и может передаваться на расстоянии. Он даже выдвинул гипотезу, что существуют маленькие организмы, способные передвигаться по воздуху, попадая в определенную среду, они начинают там размножаться. Таким образом, они являются разносчиками инфекции.

Только в 1910 году, выдающийся немецкий врач и биохимик Пауль Эрлих [Рисунок 7] впервые произвёл противомикробное средство – антибиотик. Вскоре за это его удостоили Нобелевской премии.

Однако бактерии постоянно относили к разным системам живого мира. Изначально думали, что это растений. Но позже немецкий биолог- Эрнст Геккель [Рисунок 8] выделил их принадлежность к царству живых организмов.

2.2. Среда обитания и особенности бактерий.

Изучив дополнительную литературу, я узнала, что бактерии – самые первые живые существа, появившиеся на нашей планете [Рисунок 9].

Бактерии обитают почти повсеместно, где есть вода, включая горячие источники, дно мирового океана, а также глубоко внутри земной коры. Они являются важным звеном в обмене веществ в экосистемах.

Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре -83 по Цельсию и в горячих источниках (вулкане или в пустыне, где температура достигает +85 или +90 по Цельсию. Особенно много их в почве. В 1 грамме почве могут содержаться сотни миллионов бактерий [Рисунок 10].

Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем перед проветриванием

Какие бывают бактерии?

По своим наблюдениям, я пришла к выводу, что бактерии бывают и полезные, и вредные.

Из дополнительной литературы, узнала, многим животным бактерии просто необходимы для жизни. Например, пищей копытных животных, грызунов, как известно, служат растения. Основную массу любого растения составляет клетчатка (целлюлоза). Но, оказывается, переваривать клетчатку зверям помогают бактерии, живущие в особых отделах желудка и кишечника.

Однажды, бабушка мне не разрешила скушать яблоко. У него был подпорчен один бочок [Рисунок 11]. Она рассказала, что гнилостные бактерии портят пищевые продукты. Но этот вред, который они приносят человеку, — ничто по сравнению с пользой, которую они приносят природе в целом. Эти бактерии можно назвать «природными санитарами». Разлагая белки и аминокислоты, они поддерживают круговорот веществ в природе.

Простокваша, сыр, сметана, масло, кефир, квашеная капуста, маринованные овощи — всех этих продуктов не существовало бы, не будь молочнокислых бактерий [Рисунок 12]. Человек использует их с древнейших времён. Кстати говоря, простокваша усваивается втрое быстрее молока — за час организм полностью переваривает 90% этого продукта. Без молочнокислых бактерий не было бы и силоса, идущего на корм скоту.

В энциклопедии школьника «Я познаю мир» я нашла картинку - строение бактерий [Рисунок 13].

Из этой же книги я узнала, что строение зависит от способа жизни и пропитания микроорганизма. Бактерии могут иметь палочковидную (бациллы, шаровидную (кокки) и спиралевидную (спириллы, вибрионы, спирохеты) форму [Рисунок 14].

Как они нас заражают? Заразные (инфекционные) болезни были известны еще в древности. Наиболее тяжёлые из них (чума, холера, оспа) часто принимали массовое распространение, вызывали повальный мор.

Кроме этих особо опасных инфекций, известно еще очень много других заразных болезней, которые могут вызывать эпидемии, - это дизентерия, брюшной тиф бруцеллёз, эти болезни возникают через грязные продукты и руки. Способом заражения является перенос возбудителя в дыхательные пути через окружающий нас воздух. Возбудители многих заразных болезней выделяются больным организмом из поражённых дыхательных путей (нос, глотка, бронхи, лёгкие). Когда больной человек говорит, кашляет, чихает, он выбрасывает в окружающий воздух мельчайшие брызги — капельки заражённой мокроты или носовой слизи. Таким путём микробы-возбудители легко проникают вместе с заражённым воздухом в нос, глотку, в лёгкие здоровых людей, где и происходит дальнейшее развитие болезни.

2.3. Наблюдение и эксперимент.

На уроке учительница рассказывала о вредных бактериях, которые могут поселиться на наших руках [Рисунок 15]. К ним относится – сальмонелла, стафилококк, золотистый стафилококк, холерный вибрион, палочка Коха, кишечная палочка. Эти бактерии считаются причиной десятков тысяч инфекционных заболеваний ежегодно. Они очень опасны для человека. Поэтому всегда нужно соблюдать правила личной гигиены.

В сети интернет я нашла виды полезных бактерий. К ним относятся бактерии с такими интересными названиями как: азотобактер, бифидобактерии, молочнокислые бактерии, стрептомицеты [Рисунок 16]. Все эти бактерии полезны человеку. Применяют их в сельском хозяйстве, медицине, пищевой промышленности, они снабжают организм витаминами, аминокислотами и белками, защищают наш организм от попадания токсинов в кишечник, ускоряют переваривание углеводов.

Изучив информацию, я решила провести опрос среди своих одноклассников.

Опросила 21 ученика как они моют руки перед едой, 20 человек знают, что перед едой нужно мыть руки с мылом это - 98% учащихся. После проделанной работы я решила понаблюдать, как моют руки перед едой ученики? Попросила учительницу не напоминать моим одноклассникам о необходимости мыть руки перед едой. Во время перемены я встала у входа в столовую, и посмотрела моют ли учащиеся руки? Я была очень удивлена. Оказывается, что руки перед едой моют без мыла около 5 человек, а остальные не мыли руки совсем.

Вывод: мало знать, нужно ещё и применять знания, чтобы сохранить своё здоровье и не заразиться вредными бактериями.

Для своих одноклассников я подготовила памятки, как правильно мыть руки. [Рисунок 17]

2. Вечером дома я решила провести эксперимент. При помощи полезных бактерий сквасить молоко. Мама поддержала мою идею и приобрела в аптеке специальные молочнокислые бактерии – закваска Прикорм [Рисунок 18]. Нужно было действовать по инструкции. [Рисунок 19].

Я вымыла и сделала стерильными баночки для будущих йогуртов [Рисунок 20]. Прокипятила молоко. Остудила до комнатной температуры, только после этого высыпала содержимое пакетика «Прикорм» в молоко. Затем разлила молоко по баночкам [Рисунок 21]. Укрыла полотенцем и отправила в теплое место на 12 часов. На следующий день мы пробовали вкусный домашний йогурт [Рисунок 22]. Мне и моей семье йогурт очень понравился. Я считаю, что йогурт получился намного вкуснее, чем тот, который продают в магазине.

Оказывается, молочная кислота положительно влияет на перистальтику кишечника человека, уменьшает метеоризм, а также способна оказывать стимулирующее действие на секреторную деятельность слюнных желез; в ее присутствии улучшается усвоение кальция, фосфора и железа. Молочнокислые бактерии не участвуют в возникновении каких-либо патологических процессов, напротив, они оказывают положительный эффект на жизнедеятельность человеческого организма

Вывод: таким образом, я убедилась, что полезные бактерии помогают сделать многие вкусные продукты.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы мною были выявлены интересные факты, связанные с бактериями.

Я с уверенностью могу сказать, что бактерии являются причиной очень многих заболеваний и, чтобы не допустить этого, нужно укреплять иммунитет, а для этого необходимо употреблять больше кисломолочных продуктов и пищу растительного происхождения, соблюдать правила гигиены и следить за санитарным состоянием помещений. Тогда бактерии принесут только пользу.

На основе вышеизложенного материала я выяснила, что существует огромное количество микроорганизмов, которые не только вредят живым организмам, но и приносят колоссальную пользу, что микроорганизмы – неотъемлемая часть нашей жизни. Таким образом моя гипотеза подтвердилась - бактерии могут быть полезными, они играют большую роль жизни человека: поддерживают естественную микрофлору кишечника; борются с болезнетворными микробами, помогают усваивать микроэлементы из пищи и участвуют в синтезе витаминов и аминокислот, а также повышают иммунитет.

Я заинтересовалась этой работой и надеюсь ее продолжить в следующим году.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. В. М. Жданов, Г. В. Выгодчиков, Ф. И. Ершов, А. А. Ежов, Н. Б. Коростелев «Занимательная микробиология». М., Знание, 1967.

2. М Блейзер «Плохие бактерии, хорошие бактерии». Издательство: Эксмо ООО, 2016

3. Е. Мар «Человек и невидимки» Издательство: Детская литература. Москва, 1969

4. Берт Эхгартнер «Крах гигиены. Как война с микробами уничтожает наш иммунитет 29 28 1 ISBN: 978-5-00116-105-9 Год издания: 2018 Издательство: Питер Язык: Русский

5. Юлия Касаткина, Александр Харс «Я познаю мир. Ботаника» «АСТ», «Астрель», «ВЗОИ» 2004 г.

6. https://school-science.ru/5/1/35463

7. https://topuch.com/role-bakterij-v-povsednevnoj-jizni-cheloveka/index.html

8. https://multiurok.ru/files/issledovatelskii-proekt-bakterii-v-nashei-zhizni.html

Публикации по теме:

Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки»Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки» «В поисках Невидимки» Опытно - экспериментальная деятельность. Дистанционная работа с дошколятами. Цель: Дать детям знания, что нас окружает.

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Невидимки вокруг нас» по теме «Бактерии»
Опубликовано: 25 августа 2024 в 22:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Невидимки вокруг нас» по теме «Бактерии»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Хроменкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД