Ольга Засименко
Исследовательская деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность в детском с аду.
Засименко Ольга Владимировна -- воспитатель
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» х. Бурковский (дошкольные группы)
Среднеахтубинского района Волгоградской области
Публикация «Исследовательская деятельность в детском саду» размещена в разделах
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.
Организация самостоятельной работы и руководство ею — это сложный процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как составная часть воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная работа не самоцель. Она является лишь средством получения прочных знаний, формирования у детей самостоятельности, активности и развития их интеллектуальных способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный прогрессивный общественный деятель, врач и педагог П. Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других». [1, 51]
По мнению психологов исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Осознавая важность и исключительность исследовательской деятельности в жизни ребенка, была поставлена цель: создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Сформулировала задачи:
1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развивать логическое и творческое мышление детей.
3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы.
4. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.
Анализ содержания базисных программ для детского сада и методических рекомендаций к ним свидетельствует, что исследовательская деятельность детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в рамках раздела программы "Ознакомление с явлениями неживой природы" с помощью экспериментирования (элементарных опытов). Исследовательская деятельность должна давать принципиально иной результат - навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребёнок должен научиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения, определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений.
Исходя из вышесказанного, можно определить основные правила организации исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.
1. Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность.
2. Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы её проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реальной картины мира.
3. Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений : "Если мы сделаем так, что можем узнать?"
4. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребё нок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?
5. Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем - самостоятельно).
6. Для получения более объективных результатов, проверку (эксперименты) следует осуществлять не на одном объекте (явлении, а на группе объектов (явлений, относящихся к одному классу. Проведение исследования не должно быть жёстко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта. Н-Р: Проекты: «Посади дерево», «Покорми птиц», «Береги лес». (Показ слайдов). Очень эффективно проходит исследовательская работа во время экскурсий по экологической тропе, которая находится МКДОУ «Бурковская СОШ» п. Бурковский. В этом нам помогают учителя «Бурковская СОШ» Вундер Светлана Анатольевна, Кутнюк Виктория Викторовна. Благодаря им мы можем в полной мере проводить исследовательскую работу для детей дошкольного возраста.
Описание результатов исследовательской деятельности полезно делать по схеме.
• Описание ситуации. Что удивило? Какие свойства (признаки и их значения) объекта показались необычными? В каких условиях проявилось это свойство (значение признака? С какими иными объектами связан наш объект, о котором мы хотим больше узнать? Наблюдали ли мы подобное ранее?
При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.
Список литературы:
1. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Детский сад. Управление. 2003, №2
2. Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании//Детский сад. Управление. 2004, №2
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
5. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004