Надежда Бута
Исследовательская деятельность «Шахматы: польза или вред» для детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Исследовательская деятельность «Шахматы : польза или вред» (для детей в старшей группе)
Информационная характеристика исследовательской деятельности :
Публикация «Исследовательская деятельность „Шахматы: польза или вред“ для детей в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Тип исследования :
• по составу участников – групповой (дети, педагоги)
• по целевой установке – исследовательский.
Возраст детей : 5 - 6 лет.
Участники реализации исследовательской деятельности :
Педагог: Бута Надежда Владимировна.
Воспитанники: дети старшей группы.
Срок реализации исследования : 1.02.2024-29.02.2024
Цель исследования :
Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Задачи исследования :
1. Рассмотреть кошельки.
2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты.
3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами.
Образовательные задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить правильному отношению к деньгам;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т. д.)
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать способность сравнивать и анализировать.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность
Объект исследования – игра в шахматы.
Предмет исследования – влияние игры в шахматы на здоровье и интеллектуальное развитие.
Гипотеза: предположим, что игра в шахматы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие игроков.
Актуальность:
Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.
Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.
В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.
Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.
Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.
Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.
У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Перспективный план реализации исследовательской деятельности :
Сроки реализации Название темы Проводимые мероприятия
1 этап: Организационно-подготовительный 1.02.2024-4.02.2024
Выбор темы проекта.
Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».
Консультация для родителей «Развивающие игры».
Подбор методического материала.
Разработка тематического планирования исследовательской деятельности.
Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат.
Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации исследовательской деятельности.
Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
Изготовление альбома «Великие шахматисты».
2 этап: Практический 5.02.2024 -28.02.2024
1 неделя «Понятие «шахматы». «Мир шахмат».
Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка : для малышей и их наставников» А. С. Трофимова.
Информация для родителей об истории происхождения шахмат.
2 неделя «Шахматная доска»
Закрепление знаний о шахматной доске.
Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
3 неделя «Шахматные фигуры»
Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».
Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве».
4 неделя «Начальное положение шахматных фигур»
Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией.
Дидактические задания: «Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».
Знакомство с книгой Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).
5 неделя «Шахматные фигуры – ладья, слон, конь, ферзь…».
«Подготовка к шахматному турниру».
Знание о фигуре ладья. Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие. Ход коня и взятие. Знания о место ферзя в начальном положении. Ход ферзя и взятие. Знакомство с королем, его ходами.
Просмотр мультфильмов о шахматах.
Рисование «Шахматные приключения».
29.02. 2024 3 этап: Заключительный
Семейный вечер «Играем в шахматы» (развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов). Шахматный турнир.
Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» (выставка шахматных наборов в группе)
Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :
1 диагностика автор Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).
1.02.2024.
В группе 26 детей, только 6 детей знают основные правила игры, применяют их в игре, частично пользуются помощью взрослого – средний уровень.
Остальные 18 детей – не знают основные понятия в шахматах, не имеют знания об игре в шахматы, интереса к игре не проявляют – низкий уровень.
2 из детей в группе проявляют интереса к игре, умеют решать шахматные этюды, владеют правилами игры в шахматы – высокий уровень.
2 диагностика
Конец февраля 2024 года.
Наблюдалась положительная динамика.
9 ребёнка показали низкий уровень.
11 детей показали средний уровень.
9 детей показали высокий уровень развития.
Вывод:
Анализ работы по обучению детей игре в шахматы, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность детей активизировалась. Как показала практика, у детей, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации, анализа и синтеза. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что игра в шахматы является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития дошкольника.
Используемая литература
1. В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
2. Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011.
3. Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры). - Ростов-на-Дону: Владис, 2014.
4. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы : книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с. : ил.
5. Сухин, И. Шахматы для самых маленьких : книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с. : ил.
6. Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С. 252-263.
7. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А. М. Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015.
8. «Шахматный учебник-сказка : для малышей и их наставников/ А. С. Трофимова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2012.
Используемые интернет источники
1. https://vospitatel.online/94342-prezentatsiya-k-proektu-shakhmaty-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
2. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priobshenie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-igre-v-shahmaty-s-ispolzovaniem-informacionno-kommun-4198815.html?ysclid=luzfmin3sk576572161
3. https://infourok.ru/proekt-po-teme-shahmatiigra-koroley-starshaya-gruppa-1888149.html?ysclid=lugmce6gf9140669063
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/01/proekt-korolevstvo-shahmat