Воронова Наталья
Исследовательская деятельность «Магнит» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный камень магнит» исследовательская деятельность как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Публикация «Исследовательская деятельность „Магнит“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе исследовательское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Проблема: Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита.
Цель проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о магните, его свойствах, использовании в медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
• Знакомство с понятием «магнит», с историей появления «магнита»;
• Формирование представлений о свойствах «магнита»;
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
• Воспитание внимательности, аккуратности, осторожности при работе с опасными предметами, воспитание навыков взаимопомощи и сотрудничества
• Развитие познавательной активность детей, исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности, мелкой моторики рук, логического мышления, коммуникативных навыков
• Способствование активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
Ожидаемый результат:
• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
• Научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое магнит? А откуда появился магнит? Одну старинную легенду о появлении магнита я вам сейчас расскажу.
Легенда о появлении магнита
Воспитатель:- В давние времена на горе Ида, жил пастух по имени Магнис, пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
Вос-ль: У вас на столе лежат разные предметы, разберите предметы таким образом: на поднос №1, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос № 2, положите предметы, которые магнит не притягивает.
Вос-ль: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
Вос-ль: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Вос-ль: А какие предметы магнит не притянул?
Д: Магнит не притянул : пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик. Вос-ль: Способность магнита притягивать железные предметы называется магнитной силой.
Итог: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт №2. «Не замочи руки»
Вос-ль: Действует ли магнит через другие материалы?
Вос-ль: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Д: Версии детей.
Вос-ль: Надо вести магнит по внешней стороне стакана.
Вос-ль: Расскажите, что получилось?
Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Вос-ль: Что же двигало скрепку?
Д: ответы предположения детей.
Вос-ль: Скрепку двигает магнитная сила. Какой можно сделать вывод?
Итог: Магнитная сила проходит через стекло.
Опыт №3. «Будет ли двигаться бумажная машинка?».
Вос-ль: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?
Д: Ответ детей.
В: (К машинке прицеплена скрепка) Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.
В: Какой можно сделать вывод?
Итог: Магнитная сила проходит через картон.
Опыт №4 Игра «Летающая бабочка и прыгающий зайчик»
В: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).
В: А,кто догадался, почему моя бабочка летает? Д:ответы предположения детей.
В:- К бабочке прикреплена железная скрепка.
Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.
Итог: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии
Опыт № 5 «Действует ли магнит через другие материалы?» Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки. В: А может магнит действовать через другие материалы? Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом. Итог: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.
Опыт №6 Задачка на сообразительность. Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита Итог : магнитное поле проходит через крупу.
Опыт № 7 «Магниты действуют на расстоянии». В: Нарисуем на бумаге линию и положим на нее скрепку. Теперь потихоньку двигаем к этой линии магнит. Отметим расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторим этот опыт с другими железными предметами. Итог: магнит притягивает разные железные предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Опыт № 8 «Магнитные свойства можно передать обычному железу». В: Попробуем к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Итог: магнитное поле можно создать искусственно.
Опыт № 9 «Понятие магнитного поля и его свойства» Воспитатель: Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки можно продемонстрировать его границы. На лист бумаги положим тонкие металлические гвоздики, поднесем магнит с обратной стороны – гвоздики собрались в объемный узор. Это на них действует магнитное поле. Если магнит передвигать гвоздики передвигаются за магнитом и располагаются таким же узором, т. е. по линиям магнитного поля. Итог: магнитное поле не видимо, но оно существует и может передвигаться за магнитом.
Опыт № 10 «Песок глушит магнитное поле» В: Опустим иглу в стакан и добавим в него немного песка. Поднесем магнит к стенкам стакана – игла не реагирует на магнит. Теперь поместим иглу в стакан с водой и проделаем с магнитом то же самое. Игла следует за магнитом к краю стакана. Итог: песок глушит магнитное поле
Выводы: Что же такое магнит?
Д: ответы детей. В: Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали, так же он может действовать через другие материалы. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила, которая притягивает предметы, называется силой магнита.