Получи документы

Исследования готовности детей к школе. Старший возраст

Оксана Догонина
Исследования готовности детей к школе. Старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни, начало нового, очень важного периода его развития. От степени школьной зрелости и уровня психологической подготовленности к школе во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса, формирование его отношения к школе и личностное развитие в целом. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности :

Публикация «Исследования готовности детей к школе, Старший возраст» размещена в разделах

- социальный,

- психологический,

- эмоционально – волевой.

В теоретическом плане проблемой готовности детей к школе за последние 15-20 лет занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Но единого и четкого определения понятия «школьная зрелость» нет, т. к. до конца не установлены и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению.

В последние годы теоретические положения о психологической готовности к обучению в школе всё более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе – это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием.

Проблема готовности к школе является «многогранной и требует комплексных психологических, физиологических и морфологических исследований различных сторон возрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности»

Объект исследования : дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : психологическая готовность к школьному обучению.

Цель исследования : изучить особенности психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Задачи исследования :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить понятие «психологическая готовность к обучению»;

3. Охарактеризовать основные аспекты школьной зрелости;

4. Определить критерии психологической готовности к обучению и адаптации к школе;

5. Апробировать диагностику исследования психологической готовности к школьному обучению;

6. Сформулировать рекомендации родителям по развитию психологической готовности к школе.

Новизна исследования заключается в подборе комплекса методик для диагностики психологической готовности детей к школе.

Степень и уровень разработанности проблемы.

Методики исследования психологической готовности к школьному обучению : Методика диагностики произвольности «Графический диктант» Д. Б. Эльконина; «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека; Методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т. А. Нежновой.

Методы исследования : теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в осуществлении обобщения научных данных о психологической готовности детей к школьному обучению.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем исследовании результаты выступают основой для практических рекомендаций по руководству развития психологической готовности ребенка к школе, могут использоваться при составлении программ по коррекции различных аспектов школьной зрелости старших дошкольников, служить основой для организации работы по психолого-педагогическому просвещению педагогов и родителей, обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Определение понятия «готовность» и основные аспекты школьной зрелости

До сих пор в науке отсутствует единое и конкретное определение понятий «психологическая готовность к обучению» или «школьной зрелости», которые чаще всего рассматриваются как синонимы. Анализ этих понятий следует начать с наиболее принятых определений в психологии.

Отличительной чертой подхода многих отечественных психологов к проблеме готовности детей к школе является выделением мотивационной и социальной сфер личности в качестве ведущих, особо значимых.

Психофизиологический аспект зрелости характеризуется состоянием основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Интеллектуальный аспект зрелости определяется уровнем развития когнитивных функций, определенной широтой представлений, речевым развитием и познавательной активностью. Личностный аспект школьной зрелости включает наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, совокупность определенных характеристик волевой, эмоциональной сфер и сферы самосознания ребенка, необходимых для успешного освоения учебной деятельности.

Проблема готовности детей 6-7 лет к обучению и адаптации к школе

От уровня готовности детей к школьному обучению во многом зависят особенности протекания периода адаптации к школе. В отличие от физиологической адаптации, происходящей автоматически, психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. Школьная зрелость во многом обусловливает вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения.

Понятие «школьная адаптация» используется для описания различных трудностей и проблем, возникающих у детей в связи с началом обучения в школе. В начальной школе у детей формируются основные элементы учебной деятельности, основные предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В период адаптации происходит существенная психологическая перестройка, связанная со сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Адаптационный период требует от детей значительного умственного напряжения и физической выносливости. Трудности периода адаптации связаны с новым режимом жизни, новыми отношениями с учителями и сверстниками. Начальные положительные эмоции при знакомстве со школой при этом могут сменяться безразличием, апатией, обусловленной невозможностью преодолеть эти трудности.

Затруднения, возникающие вследствие недостаточной сформированности готовности к школьному обучению, могут приводить к школьной дезадаптации. Проявления школьной дезадаптации неуспех в учебной деятельности и неспособность к адекватному поведению могут закрепляться и способствовать возникновению школьных неврозов.

Таким образом, готовность к школьному обучению в виде достаточной сформированности различных аспектов школьной зрелости можно рассматривать как один из факторов успешной адаптации детей к школе. Целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по формированию готовности к школьному обучению можно рассматривать как одно из направлений по профилактике школьной дезадаптации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Организация и проведение диагностического обследования по сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.

Данное исследование проходило на базе ДОУ "Журавушка". В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, среди которых 6 мальчиков и 6 девочек. Критериями отбора детей являлись : 1) возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев; 2) отсутствие отклонений в развитии; 3) половой признак (6 мальчиков,6 девочек).

1) Методика диагностики произвольности «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.

Цель: выявление умения внимательно слушать и точно самостоятельно выполнять указания взрослого.

Оборудование: тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками для каждого ребенка.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги».

Экспериментатор напоминает дошкольникам, где право, где лево, показывает образец рисования узора.

После этого психолог переходит к рисованию тренировочного узора: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю клеточку. Рисуйте линию, не отрывая карандаша от бумаги: одна клетка вниз (не отрывайте карандаш от бумаги). Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее продолжайте рисовать такой же узор сами». При диктовке психолог должен делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали окончить предыдущие линии. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5 – 2 минуты. Детей предупреждают, что узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

Рисуем следующий узор. Поднимите карандаши, теперь поставьте карандаши на следующую точку. Психолог диктует узор. Аналогично рисуются и другие узоры.

Обработка результатов. Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать: а) действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Оценивается умение ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; б) степень самостоятельности учащегося в учебной работе. В обоих случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.

Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

2) «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека. Данный тест проводится в два этапа.

Оборудование: лист нелинованной бумаги формата А4, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1, а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, в нижней части – образец точек.

Процедура проведения: Сначала ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1, а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа – свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание № 1. Инструкция: здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены в приложении № 1 на рис. 1).

Задание №2. Инструкция: Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так.

Задание №3. Инструкция: Посмотри – здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же.

Обработка результатов. Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям.

Задание № 1.

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение или «преодолевание головоногого изображения») или обеих конечностей.

Задание № 2.

1 балл. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать четыре буквы образца.

4 балла. На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов. Черкание.

Задание № 3.

1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот – даже на 180°.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов. Черкание.

Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям: от 3 до 6 баллов – уровень выше среднего, от 7 до 11 – средний уровень, от 12 до 15 – ниже нормы.

Затем детям предлагают ответить на ряд вопросов, касающихся развития социальных качеств, общей осведомленности, развития мыслительных операций (Приложение 2).

Обработка результатов. Результат теста – это сумма баллов (+ и -, достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов: 1. + 24 и лучше; 2. + 14 до + 23; 3. + 0 до 13; 4. -1 до -10; 5. -11 и хуже.

3) Методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т. А. Нежновой предполагает проведение беседы.

Ход исследования. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

Интерпретация результатов: Варианты ответов и их оценка:

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла; Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл; В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Анализ результатов диагностического обследования

Количественные результаты выполнения методики «Графический диктант» представлены в таблице.

Результаты диагностики по методике «Графический диктант»

№ п/п ФИ ребенка Уровень произвольности

1. Егор А. средний

2. Витя Б. высокий

3. Илья Б. средний

4. Кирилл З. высокий

5. Даша Е. средний

6. Саша З. ниже среднего

7. Света К. высокий

8. Лиля К. средний

9. Алена К. средний

10. Наташа К. высокий

11. Сергей Д. средний

12. Оля К. высокий

Практически все дети успешно справились с заданиями по рисованию узоров при диагностике по методике Д. Б. Эльконина «Графический диктант». У Саши З. один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует. У Вити Б., Кирилла З., Светы К., Наташи К., Сергея Д., Оли К. оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки. У остальных детей оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому. Таким образом, из 12 детей у одного ребенка выявлен уровень произвольности – ниже среднего (8,3, %, у 5 детей (41,7%) - средний, у 6 (50%) – высокий уровень произвольности.

Результаты диагностики по тесту Керна-Йирасека

Испытуемый 1 этап 2 этап

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Количество баллов Классификац. группа

1. Егор А. 2 3 1 8 3

2. Витя Б. 1 1 1 26 1

3. Илья Б. 1 2 1 18 2

4. КириллЗ. 1 1 1 24 1

5. Саша З. 2 3 2 10 3

6. Даша Е. 2 2 1 12 3

7. Света К. 1 1 1 25 1

8. Лиля К. 1 2 1 15 2

9. Алена К. 1 3 2 17 2

10. НаташаК. 1 1 1 25 1

11. СергейД. 1 1 1 26 1

12. Оля К. 1 1 1 24 1

По результатам проведения опросника выяснилось, что все дети входят по классификации в положительные группы и считаются готовыми к школьному обучению, но при наличии некоторых индивидуальных различий в показателях.

Результаты исследования сформированности внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность представлены в таблице

Таблица 4

Результаты диагностики по методике Т. А. Нежновой

№ п/п ФИ ребенка Кол-во баллов Сформированность внутренней позиции школьника

1. Егор А. 6 Начальная стадия

2. Витя Б. 10 Сформирована

3. Илья Б. 7 Начальная стадия

4. Кирилл З. 6 Начальная стадия

5. Саша З. 4 Не сформирована

6. Даша Е. 3 Не сформирована

7. Света К. 8 Начальная стадия

8. Лиля К. 3 Не сформирована

9. Алена К. 4 Не сформирована

10. Наташа К. 8 Начальная стадия

11. Сергей Д. 10 Сформирована

12. Оля К. 10 Сформирована

Сформированность внутренней позиции школьника

Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована только у троих детей – Вити Б., Сергея Д., Оли К. У них отмечается школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе.

У пятерых испытуемых (Егора А., Ильи Б., Кирилла З., Светы К., Наташи К.) отмечается преимущественный интерес к внешней атрибутике школьной жизни и начальная стадия формирования внутренней позиции школьника.

Четыре ребенка не проявляют интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована) – Саша З., Даша Е., Лиля К., Алена К.

Обобщенные результаты по трем методикам представлены на рисунке (Рисунок 5).

Обобщенные результаты исследования готовности к школе

Таким образом, по результатам диагностики по трем методикам можно сделать вывод, что 4 дошкольника (33,3%) имеют высокий уровень готовности к школьному обучению. Это дети с достаточно высоким уровнем произвольности выполнения заданий, самостоятельно могут выполнять задание, умеют действовать по образцу, достаточно хорошо развиты социальные качества, внутренняя позиция школьника практически сформирована.

Для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе необходимо привлекать родителей. Некоторые рекомендации родителям по развитию готовности к школе рассмотрены в следующем пункте работы.

Рекомендации родителям по развитию готовности к школе

Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играют следующие факторы, которые определяют пути формирования готовности ребенка к школьному обучению :

-формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка необходимо выработать познавательную активность, умение слушать и слышать педагога, воспринимать учебную задачу, намечать способы ее выполнения, добиваться результата;

- формирование таких нравственно-волевых качеств, как настойчивость, ответственность, самостоятельность и старательность. Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладевать знаниями и умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

Для формирования готовности к школе необходимым является следующее:

А) формирование у детей представлению об учебе как значимой деятельности;

Б) Уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, формирование дружеских отношений в коллективе;

В) Опора на уже имеющийся у детей опыт поведения;

Г) Постепенное повышение требований к детям;

Д) Разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.

Особое значение имеют доброжелательный характер общения с детьми, тон адресованных им замечаний, умение вводить то или иное правило ненавязчиво, но внушительно, проявляя при этом уважение к личности ребенка, чуткость и понимание его состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Данная работа была посвящена проблеме готовности детей к обучению в школе. Исследование было проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.

В первой главе изучено общее понятие «готовности» к школьному обучению и аспекты школьной зрелости. Рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных психологов на понятие «психологической готовности» детей к школе. Выявлено, что отличительной чертой подхода многих отечественных психологов к проблеме готовности к школьному обучению является выделением мотивационной и познавательной сфер личности в качестве ведущих, имеющих большое значение. Отмечено также, что в отечественной и зарубежной психологии пока нет единого понимания структуры психологической готовности к обучению в школе, так как она является многокомпонентным образованием. Сделан вывод о том, что готовность к школе, как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников, является сложным многокомпонентым образованием.

Теоретический анализ связи готовности к школе и адаптации к школьному обучению позволило рассматривать готовность к школьному обучению в виде достаточной сформированности различных аспектов школьной зрелости как один из факторов успешной адаптации детей к школе. Целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по формированию готовности к школьному обучению можно рассматривать как одно из направлений по профилактике школьной дезадаптации.

В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста. Критериями отбора детей являлись : возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев; отсутствие отклонений в развитии. Был проведен количественный и качественный анализ индивидуальных показателей выполнения всех тестовых заданий. Анализируя и интерпретируя результаты диагностики, можно говорить о том, что большую часть детей, принявших участие в исследовании, можно считать готовыми к школьному обучению с точки зрения развития произвольности и интеллектуальной сферы. Однако сделан вывод о недостаточном уровне личностной готовности (внутренней позиции школьника, на основе чего сформулированы рекомендации родителям.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Но данная проблема требует продолжения исследования в рамках других исследований, в частности в плане анализа различных диагностических программ и методов психокоррекционной и развивающей работы.

Публикации по теме:

Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе .

«Учусь, играя!» Развивающая программа по формированию готовности к обучению в школе у детей 6–7 лет Актуальность программы. В современных условиях наблюдается тенденция к гуманизации и гуманитаризации системы образования, широкой вариативности.

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста в ДОО к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема «От того, как будет чувствовать себя ребнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит.

Формирование интеллектуального компонента готовности к школе у детей с ЗПР Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г. о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик», реализующее основные общеобразовательные программы.

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе Консультация для родителей. КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Время летит очень быстро! Еще совсем недавно вы.

Особенности лего-конструирования у детей с ДЦП (старший дошкольный возраст) Процесс взаимодействия с миром ребёнок осуществляет через деятельность. Основной вид деятельности в дошкольном детстве – игра, а также продуктивные.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Развитие связной речи как основной фактор готовности детей к обучению в школе С О О Б Щ Е Н И Е Тема: " Развитие связной речи, как основной фактор готовность детей к обучению в школе" (из опыта работы) Подготовила:.

Выступление на педагогическом совете «Формирование психологической готовности детей к школе в ДОУ» Формирование психологической готовности детей к школе, в ДОУ. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят.

Заседание круглого стола «Критерии качеств уровня готовности детей 6–7 лет к обучению в школе» Одним из достижений старшего дошкольного возраста является формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследования готовности детей к школе. Старший возраст
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 14:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследования готовности детей к школе. Старший возраст» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Догонина (УИ 2022722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД