Ирина Левина
«Учусь, играя!» Развивающая программа по формированию готовности к обучению в школе у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы.
В современных условиях наблюдается тенденция к гуманизации и гуманитаризации системы образования, широкой вариативности действующих программ развития, воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время создано большое количество программ для детей дошкольного возраста : «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства — в отрочество», «Радуга», «Сообщество», «Кроха» и др., которые используются в системе дошкольного образовательного учреждения и успешно справляются с подготовкой детей к школе.
Публикация «„Учусь, играя!“ Развивающая программа по формированию готовности к обучению в школе у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
Но не все дети посещают дошкольные образовательные учреждения, а остаются дома с родителями, и их цифра достаточно высока. А период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми, подготовки его к школе.
Среди методов, используемых в программе при подготовке детей к школе, используется практический метод, метод диагностических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдая, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая, имитационные и ролевые игры, рисуночные техники, игры и упражнения.
Цели и задачи программы
Предлагаемая программа направлена на формирование готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению, развитие его познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания, мышления, речи).
Осуществление данной цели решается следующими задачами:
1. развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и наблюдательности и т. д. ;
2. развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия (цвет, величина, форма);
3. развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);
4. развитие общей и мелкой моторики руки, развитие межполушарных связей;
5. совершенствование коммуникативных навыков;
6. развитие двигательных навыков;
7. оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.
Программа рассчитана на детей 6—7 лет, не охваченных дошкольным образованием, и включает познавательные занятия, игровые упражнения и упражнения, развивающие мелкую моторику рук и межполушарные связи, с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста;
Продолжительность 1 занятия (академического часа) - 30 мин.
Материалом занятий служат игры т. к. преобладающим видом деятельности в данном возрасте является игра (Л. С. Выготский) и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, развиваются его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания, развиваются мыслительные процессы, а также формируются определенные личностные качества (нравственно-волевые, самоконтроль, самоорганизованность, навыки общения). Предлагаемый в программе материал (игровой и дидактический) постепенно усложняется с учетом опыта ребенка. Прежде всего, здесь соблюдаются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
В то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. При подборе дидактического материала, игр, пособий предпочтение отдавалось ярким и занимательным иллюстрациям, позволяющим запоминать названия предметов, живых существ окружающего мира и явлений жизни, узнавать и называть их в дальнейшем независимо от их цвета, формы, величины.
Организуя общение с детьми, педагог-психолог интегрирует развивающую и игровую деятельность.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений общаться с психологом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо; работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Отработка навыков происходит поэтапно и требует наличия тесной связи ведущего группы с родителями будущего первоклассника. Поэтому перед началом работы группы проводится индивидуальная психологическая консультация с родителями по предупреждению и преодолению возможных трудностей ребенка в школе.
Каждое занятие состоит из 4 частей и занимает 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Примерные этапы построения занятия
1 – упражнение на снятие напряженности, создания настроя на работу
2 – упражнение на развитие мелкой моторики
3 – упражнение на развитие познавательных процессов
4 – двигательные упражнения, упражнение на закрепление навыков и умений, развитие воображения.
Рекомендуемый способ проведения – групповые или индивидуальные занятия.
Занятие1
Тема: Овощи
Целеполагание:
• Развитие словарного запаса,
• развитие зрительной памяти,
• развитие активного внимания,
• развитие обшей и мелкой моторики рук,
• развитие межполушарных связей,
• развитие коммуникативных навыков.
Ход занятия
Упражнение «Знакомство» : Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя. Второй ловит мяч и называет свое имя. И так далее.
Упражнение «Колечко» : Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Запомни картинки» : На карточки наклеены по 5 картинок с изображениями овощей — и овощи и расположение их различны. Карточек столько же, сколько играющих. Каждому ребенку выдается по одной карточке и предлагается рассмотреть ее в течение 10 секунд.
Психолог подходит к ребенку и указывает на перевернутую картинку: «Что здесь?». Тот называет овощ. За правильный ответ получает фишку. После двукратного проигрывания дети меняются местами и берут другие карточки.
Упражнение «Овощи» : Детям раздаются картинки с изображением на них любых овощей. Каждый ребенок называет полученную картинку. Дети встают в круг, а картинки держат перед собой в руках. Роль ведущего на первых порах принимает на себя психолог.
Он называет какой-то овощ, и тот ребенок, у которого картинка с этим овощем, пускается бежать. А чтобы его не догнали, быстро произносит название какого-либо другого овоща, картинка с которым есть у кого-то из ребят.
Первый ребенок останавливается, а второй бежит и опять быстро называет какой-то из овощей. Игра продолжается до тех пор, пока один из ребят не будет пойман. Когда дети освоят игру, водящего можно будет назначить из их числа.