Ирина Китаева
Исследование. Основы науки и естествознания
Тема: «Дружба великая сила»
Цель: расширение представлений учеников о друге, дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
- уточнить представления ученик о дружбе, о том что нужно делать при ссоре;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности;
- формировать исследовательские умения, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
Публикация «Исследование, Основы науки и естествознания» размещена в разделах
- формировать умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать);
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультфильмов о дружбе.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы о дружбе, друге.
4. Заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Используемые технологии:
1. Исследование (экспериментальная деятельность)
2. Информационно-коммуникативные
3. Игровые
4. Здоровьесберегающие.
Материалы: магнитная доска
Модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Кто мой друг, какой он?
Секреты дружбы.
Что мы хотим узнать?
Что нужно делать при ссоре?
Что нужно для этого сделать?
Найти информацию в художественной литературе; провести беседы, дидактические игры; посмотреть мультфильмы о дружбе; выучить стихи, пословицы; проанализировать, установить причинно-следственные связи; сделать выводы.
Ход исследования:
(Ученики стоят в кругу)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого из вас есть волшебный ключик, который открывает дверцы к сердцу любого человека? Это-улыбка. Давайте подарим гостям свои улыбки.
А теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
От ваших улыбок в группе стало тепло и светло
(Доска в центре группы, показ картинок на доске)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, что мы знаем про дружбу?
Воспитатель: А кто такой друг? С кем бы вы хотели дружить? Почему? (ответы)
А животные могут быть друзьями? Почему? У кого есть домашние животные? Вы с ними дружите?
Воспитатель: Герои сказок могут быть друзьями? Каких героев сказок вы знаете, которые дружат между собой?
Воспитатель: А можно дружить с ребятами других стран? Что для это нужно знать? (язык, обычаи других стран)
Воспитатель: А как мы с вами узнаем все о дружбе?
Дыхательная гимнастики
«Вырасти большой»
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Воспитатель: А что же мы хотим узнать сегодня? Сегодня мы с вами узнаем, что нужно сделать для того, чтобы всегда жить дружно?
А узнать это, мы сможем когда откроем вот этот чудесный сундучок. Эти знания скрыты там.
Давайте попробуем произнести волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка,
Один, два, три, четыре, пять,
Можно сундучок нам открывать.
Воспитатель: Не открывается! Как ещё можно открыть сундучок? (ученики-ключиком) Правильно, этот сундучок можно открыть ключиком. (Показ 3 ключей)
Каким из них открывается наш сундучок мы узнаем позже, когда проведем наше исследование.
Для этого мы сейчас разделимся на две команды. Помогут нам в этом геометрические фигуры. ( показ: шар, куб) Как называются эти геометрические фигуры? Воспользуемся волшебной коробочкой. (Ученики по очереди достают геометрические фигуры, воспитатель показывает где будут сидеть ученики. Прежде чем они сядут за столы проводится динамическая пауза)
Динамическая пауза
Хватит ссориться и злиться (дети стоят спиной друг к другу)
Ну, давай скорей мириться! (поворачиваются, берутся за руки)
Прочь, обида, уходи (машут руками)
Ждет нас дружба впереди! (берутся за руки)
Воспитатель: Сегодня наш друг кот Леопольд получил загадочное послание, которое спрятано в большом красивом конверте. Давайте вспомним, что говорит наш друг Леопольд. ( Ученики: «Ребята, давайте жить дружно»)
Давайте откроем конверт и посмотрим, что там лежит. (Картинки с сюжетными изображениями детей) Кот Леопольд не может понять, с кем он будет дружить долго и не ссориться, и что для этого нужно сделать.
Давайте ему поможем, ученики за 1 столом выбирают картинки с «положительными героями», с которыми вы бы захотели дружить. За 2 столом с «отрицательными героями», с которыми вы бы дружить не захотели.
Воспитатель: Какая команда готова? (Спросить, почему выбрали эти картинки, и что нужно изменить, чтобы герои стали положительными) на 1и 2 столе картинки одинаковые.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Посмотрите к нам в группу приехал «поезд дружбы», как вы думаете кто из героев наших картинок может на нем поехать? Почему? (ученики, по очереди сажают «положительных героев» в поезд). А вот отрицательных героев предлагаю убрать обратно в конверт, и всегда помнить как не нужно поступать со своими друзьями.
У нас с вами получился чудесный «поезд дружбы». Вы сегодня ответственно отнеслись к выбору друзей. (Воспитатель берет ключик ответственность и показывает ученикам) Вот этим ключиком мы откроем наш сундучок.
Вопрос ученикам -каким ключиком мы откроем сундучок? (ответственность)
Молодцы, вы смогли открыть сундучок, в котором хранятся знания, которые помогут вам жить дружно.
Воспитатель: Вы сегодня много общались, вежливо и внимательно слушали своих товарищей, активно работали в группе. Значит какими вы были на сегодняшнем исследовании? (коммуникабельные, один из учеников прикрепляет стикер на портрет учащегося)
Воспитатель: А теперь нам осталось выяснить, все ли вам понравилось на исследовании. Справились ли вы с заданием, все ли у вас получилось? Были ли у кого то трудности, что было не понятно?
Напоминаю, если у вас все получилось берем зеленую прищепку, если были трудности желтую, если ничего не поучилось красную.
Ученики проводят оценивание, совместно разбирают что получилось, а что нет