Фаина Зейналова
Исследование эмоциональной сферы дошкольников в зависимости от родительского воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных авторов дошкольное детство определяется как сенситивный период для развития эмоциональной сферы личности. Основными изменениями на данном этапе считаются формирование иерархии мотивов, появление социальных интересов, социализацию эмоций (Л. И. Божович, Я. З. Неверович).
Согласно исследованиям Н. А. Гром, основными составляющими эмоционального развития дошкольника является :
Публикация «Исследование эмоциональной сферы дошкольников в зависимости от родительского воспитания» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Исследовательская деятельность
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
• Освоение социально приемлемых форм выражения эмоций
• Развитие моральных чувств, формирование чувства долга, развитие эстетических, интеллектуальных чувств.
• Речевое развитие как фактор развития и становления эмоциональной сферы.
К основным факторам развития эмоциональной сферы личности относят :
• Физиологические и генетические – темпераментные особенности, особенности развития коры больших полушарий головного мозга (И. Н. Андреева, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия).
• Особенности стиля родительского воспитания (О. А. Карабанова, Е. И. Захарова, Э. Г. Эйдемиллер).
• Личностные особенности родителей (Н. Н. Васягина, развитость сюжетно-ролевой игры (Е. Е. Кравцова).
В ходе развития каждый из факторов в той или иной мере сказывается на формировании эмоциональной сферы личности, поэтому нарушения в одном или нескольких факторах ведут за собой сложности в эмоциональном развитии дошкольника, которые позднее без организованной коррекции и профилактики могут понести за собой серьезные эмоциональные нарушения личности.
К центральным эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте А. А. Реан относит: различные формы детской агрессивности (активное выражение агрессии через крик и битье, и пассивное выражение через упрямство, нытье, жалобы, страхи и тревожность.
Исследуя вопрос страхов в дошкольном возрасте, отметим, что большинством исследователей выделяется в качестве нормы развитие в среднем дошкольном возрасте страхов (А. Д. Кошелева). В первую очередь исследователями это объясняется активным развитием у дошкольников воображения. При этом А. А. Реаном выделяются предпосылки к развитию большого количества страхов у детей, затрудняющих процесс социальной адаптации. Так, исследователь к причинам возникновения страхов и тревожности относит: особую чувствительность нервной системы, конфликтную атмосферу в семье. Во втором случае страхи и тревожность носит генерализованный характер, дети переживают сильную, беспредметную и неопределенную для них самих тревогу.
В. Н. Белкина определяет возрастные особенности развития страхов и тревожности у детей разных периодов дошкольного возраста : для детей 3-4 лет характерны конкретные страхи (предметы, явления, в возрасте 4-5 лет начинается развитие символичных страхов и тревоги (если пугающая ситуация ребенком не осознана). В случае нормального эмоционального развития дошкольника, страхи и тревога могут быть нивелированы взрослым через объяснение пугающих символов. В случае нарушений в эмоциональном развитии дошкольник находится в состоянии постоянной тревожности.
В отечественных исследованиях тревожности детей дошкольного возраста особое внимание уделяется трем направлениям: исследование симптоматики тревожности и ее видов, исследование причин возникновения тревожности у детей и исследование гендерных, половозрастных различий детской тревожности.
К симптомам тревожности в дошкольном возрасте относят :
• Настороженность, робость, напряженность и ожидание неизвестной опасности, недоверие к окружающим, чрезмерное беспокойство (Е. К. Лютова)
• Нехарактерная для дошкольников пониженная самооценка, застенчивость, нерешительность (Я. Л. Коломенский)
• Соматические расстройства, такие как боли в эпигастральной области, головокружения, головные боли, мышечные спазмы, затрудненное поверхностное дыхание (Г. А. Широкова).
К причинам возникновения тревожности у дошкольников относят внутренний конфликт, вызванный высокими требованиями взрослых к поведению и личности ребенка и объективной неспособности ребенка соответствовать ожиданиям родителей, ввиду только развивающейся саморегуляции и произвольности поведения, высокий уровень тревожности одного или обоих родителей, кого-то из значимых взрослых, ситуации, когда ребенок длительное время находится в состоянии ожидания угрозы.
Многими отечественными и зарубежными исследователями семья и детско-родительские отношения определяются как ключевой фактор в гармоничном развитии эмоциональной сферы дошкольников, которая впоследствии влияет не только на общее эмоциональное благополучие личности, но и затрагивает все сферы жизнедеятельности человека.
В настоящее время необходимость коррекции и профилактики тревожности дошкольника активно поддерживается психологическим. При этом особая роль в этом процессе отводится семье и детско-родительским отношениям, как центральным факторам развития тревожности.
К примеру, при гиперопеке, как стиле воспитания, ребенок дошкольного возраста испытывает тревожность в ситуациях, когда ему приходится действовать самостоятельно, при таком стиле воспитания дети часто застенчивы, имеют много страхов, напряжены в общении. Важную роль при формировании тревожности ребенка играют и личностные особенности гиперопекающих родителей – повышенная тревожность одного или обоих родителей передается и ребенку, который в дошкольном возрасте еще находится в сильной эмоциональной зависимости от родителей.
При авторитарном стиле воспитания, у детей наблюдается постоянное чувство тревоги, вызванное страхом наказания и непринятия, которое впоследствии развивается в личностную тревожность. Дети в авторитарных семьях более свободны в общении со сверстниками, в сюжетно-ролевой игре. Но ситуации взаимодействия с родителями вызывают у них чувство страха и тревоги.
В условиях, когда ребенок уже находится в устойчивом состоянии тревожности, А. М. Прихожан рекомендует в качестве коррекции прибегать к индивидуальному и семейному консультированию родителей, с целью коррекции стиля воспитания в семье и создания благоприятного психологического климата для развития личности ребенка. В качестве методов профилактики тревожности дошкольников А. М. Прихожан рекомендует психологическое просвещение родителей, обучение родителей и детей методам нормализации тревожности, сопровождение детей и семьи в ситуациях, угрожающих эмоциональному спокойствию.
Анализ вышеприведенных исследований влияния особенностей родительского воспитания на эмоциональную сферу дошкольника позволяет говорить о том, что между ними существуют взаимосвязи. Особенности родительского воспитания могут оказывать влияние на эмоциональную сферу дошкольника.
Цель данного исследования : изучение эмоциональной сферы дошкольников в семьях с различными особенностями родительского воспитания.
Есть явная взаимосвязь между эмоциональной сферой дошкольников в семьях с различными особенностями родительского воспитания. Так особенности проявления тревожности ребенка связаны с особенностями семейного воспитания, наказаниями и запретами, уровень агрессивности ребенка связан с особенностями предъявляемых требований и применяемых наказаний. Проявления тревожности ребенка связано со степенью внимания, которое он получает от родителя. Исследование показало, что особенности воспитания ребенка у матери и отца связаны между собой и выступают единым комплексом. Существует связь между участием отца в воспитании ребенка, его неразвитостью родительских чувств и уровнем тревожности ребенка.