Немм Светлана Геннадьевна
Исследование современных игр и игрушек в субкультуре современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных компонентов социализации ребенка выступает детская субкультура. По определению В. В. Абраменковой, «детская субкультура – в широком значении – всё, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно – исторической социальной ситуации развития». Детская субкультура оказывает существенное воздействие на формирование мировидения ребенка и становление его духовно – нравственных начал. Выступая в качестве социального феномена, эта сфера жизнедеятельности детей представляет живой интерес, прежде всего, с позиции и своего особого социального статуса, обусловленного отношением общества к детству[1,с. 27]. Посредством субкультуры удовлетворяются потребности детей в: изоляции от взрослых; близости; интимности за пределами семьи; самостоятельности; интересам детей; их участия в тех социальных изменениях, которые происходят в обществе.
Публикация «Исследование современных игр и игрушек в субкультуре современных дошкольников» размещена в разделах
Детская субкультура, представленная в играх и игрушках, предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей. Дети играют в игрушки каждый день : в детском саду, дома, на улице. Их игра зачастую простое манипулирование предметам, игрушками. Сегодняшняя ситуация показывает, что современные игрушки занимают особое место в детских играх. Яркие, многообразные, они не всегда понятны взрослому, часто бесполезные и не развивающие, среди которых преобладают антиигрушки. Современные страшные антиигрушки – этакие уродцы, вызывающие у взрослого человека брезгливое отвращение, но привлекающие детей новизной и грамотной рекламой, как правило чрезмерно детализированы, представляют собой страшную пародию на человека это: киборги, монстры, куклы – вампиры и др. Таким образом, изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на их бессмысленное потребление. Игрушки сегодня все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые бездумно приобретают для детей, они становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, и не служат побудителями внешней и внутренней активности детей.
С этой целью мы провели исследование, целью которого было выяснить, в какие игры и игрушки играют сегодня наши дети. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Феденька» г. Абакана. При проведении исследования мы использовали опрос детей и анкетирование родителей.
Анкетирование родителей показало следующие результаты. На вопрос: «Часто ли вы играете с ребенком дома?», большинство родителей (75%) дали отрицательный ответ; 25% родителей указали на то, что ребенок сам организует игру. «В какие игры вы играете с ребенком?», многие родители ответили, что предпочитают играть со своими детьми в логические, развивающие, обучающие (55%) игры и игрушки, затем в подвижные игры (30%, реже в творческие игры (15%).
На вопрос: «В какие игры чаще играет ваш ребенок?» получили следующие ответы, совпадающий с ответами детей: конструктор «Лего Ниндзяго» (30%, подвижные игры (15%, игры в компьютер(15%, игры с куклами «Барби», «Монстр Хай», «Винкс» (20%, игры в дочки-матери (5%, игры с пистолетами и солдатиками (5%, т. е. все те игрушки, которые просят дети. Нам представилось интересным узнать, как часто покупают родители своему ребенку новые игрушки, большая часть родителей (65%) показали, что делают это достаточно часто, 30% родителей ответили, что покупают игрушку, когда ребенок сам об этом попросит, и всего лишь (5%) родителей указали, что покупает игрушку только по случаю дня рождения или другого праздника. Интересный факт, когда из приведенных утверждений родителям было предложено выбрать наиболее верное:1) игрушек у ребенка должно быть как можно больше; 2) ребенка не стоит баловать большим количеством игрушек.
Большинство родителей (70%) выбрали первое утверждение, что противоречит их ответам на предыдущий вопрос анкеты.
Так же нам было интересно узнать, знакомы ли родители с термином «антиигрушка», и какие игрушки можно отнести к этой категории. Из полученных ответов мы сделали вывод, что данный термин не знаком многим родителям - (65%, кроме того, родители затруднялись назвать игрушки, которые относятся к данной категории, например, был ответ, что это «некачественная» игрушка. Меньшинство родителей (10%) ответили, что знакомы с данным термином и отнесли к ним куклы-монстры, куклы Монстр-Хай, различные зомби. Таким образом, мы можем констатировать, что родители часто не обращают внимание, в какие игрушки играют дети, бездумно приобретают их по первому требованию ребенка, не задумываясь о педагогическом потенциале данной игрушки и пользе, которую она может принести ребенка при организации самостоятельной игры.
Следующим методом исследования был опрос детей на тему; «Мои любимые герои и игрушки», где мы ставили целью выявить предпочтение детей к любимым героям и игрушкам. Во время беседы детям были заданы вопросы, касающиеся любимой игрушки и предпочтение игр с ней. Дети отвечали, что игрушек у них много, они все разные, они любят ими играть. На вопрос: «Какие игрушки тебе нравятся?», дети охотно называли множество игрушек, у мальчиков это: герои из «лего Ниндзяго» (78%, динозавры (36%, супер-герой «Бэтмен», «Человек-паук» (42%, машинки-трансформеры (64%, военные солдатики (21%, робоволк (28%). У девочек куклы «Барби», куклы «Монстр Хай», куклы «Лол» составили 63% ответов, на втором месте по популярности (36%) были волшебные пони, коллекции животных «Мопси», но были единичные случаи (18%, когда девочки называли советские игрушки : плюшевый мишка, зайчик, «Чебурашка», считая их любимыми игрушками.
На вопрос: «Откуда вы узнаете про современные игрушки?», самые популярные ответы были следующие: из рекламных роликов (48%); из компьютерных игр (15%); «видел у друзей» (24%); «знаю, где они продаются» (13%).
Из вопроса: «В какие игры ты любишь играть дома?», выяснилось, что дети редко (20%) играют дома с игрушками, в основном время проводят у телевизора (44%, или играют в компьютере, в планшете (36%).
Таким образом, анализ детских ответов свидетельствует о том, что их больше привлекают герои иностранных мультфильмов, которые выступают в качестве их любимой игрушки. Большинство детей рассказали, что дома редко играют любимыми игрушками, чаще смотрят телевизор и играют в компьютер. Любимыми игрушками предпочитают играть в детском саду с друзьями, а также меняться ими во время игры.
Таким образом, наше исследование показало, что современные игрушки для дошкольников, которые приобретаются родителями, не являются педагогически целесообразными и не выполняют свои основные функции, так как они выбираются под влиянием западных мультфильмов и отражают персонажей данных мультфильмов, игры с такими игрушками не содержат возможности инициировать совместные игры детей. Поэтому необходима работа целенаправленная работа с родителями по разъяснению им смысла и воспитательного потенциала детских игр и игрушек, обладающих огромным воспитательным воздействием на детей.
Библиографический список
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – Воронеж: МОДЭК, 2012.- 416с.
2. Абраменкова, В. В. Осторожно: антиигрушка. Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание. – 2005. №4. – С. 98-108.
3. Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 111с.