Юлия Кайзер
Исследование развития памяти у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В статье рассматривается малоизученная проблема исследования развития памяти у детей младшего школьного возраста. Важность рассмотрения этой проблемы определяется тем, что проблему исследования развития памяти младших школьников необходимо рассматривать не только в высшем, общем образовании, но и в специальном (коррекционном) образовании.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Память. Развитие памяти у детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Память можно определить, как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Она лежит в основе развития способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т. е. память младшего школьника выступает первостепенным психологическим компонентом учебно-познавательной деятельности.
В статье дан краткий анализ научных трудов по проблеме исследования реализации развития памяти у детей младшего школьного возраста, представлены наиболее значимые, на взгляд автора, процессы, способствующие развитию и коррекции памяти младших школьников, которые возможно корригировать и развивать в процессе обучения и воспитания.
Ключевые слова: Дети младшего школьного возраста, память, развитие, исследование.
Введение.
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.
Основная часть:
В психологии вопрос о путях развития детской памяти долгое время казался очень неясным, почти загадочным. В самом деле, развивается ли вообще память у ребёнка? Лучше ли память у взрослого, чем у детей?
Этот вопрос оказывается, не так прост, как это может показаться с первого взгляда. В самом деле, со временем люди жалуются на ослабление памяти. Можно сказать, что природная пластичность нервно-мозговой ткани (Ф. Семон и другие западные авторы называют её "мнимой" или "мнемической функцией") не развивается существенно в течении жизни индивида, а в некоторых случаях (при истощении нервной системы, переутомлении и т. д.) даже регрессирует, ослабевает.
Память младшего школьника такова, что непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях
В связи с возрастом относительным преобладанием деятельности с первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младших школьники (особенно в первом и втором классах) склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к кому младшего школьного возраста (к 10-11 годам) продуктивность определенной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминаю любой материалы, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.
Основной составляющей актуальности проекта является разработка методических рекомендаций, направленных на развитие и коррекцию процессов памяти младших школьников.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста является важным показателем формирования личности, во многом определяющей возможность дальнейшей социализации ребенка.
На сегодняшний день данные проблемы недостаточно разработаны, теоретических, а также экспериментальных наработок в данной области очень малое количество, именно поэтому необходимо выявить наиболее эффективные методики исследования памяти младших школьников.
В эксперименте использовались интегративные методы исследования : социально-педагогические, психологические виды обследования ребенка, социально-педагогическое прогнозирование, моделирование и проектирование, восхождение от абстрактного к конкретному, опытно-поисковая работа, комплексный социально-педагогический и психологический мониторинг, изучение, анализ и обобщение полученных результатов, а также использование передового опыта.
Научная значимость и новизна исследования заключается в систематизации различных методов и приемов исследования развития процессов памяти у детей младшего школьного возраста на уроках и внеклассных мероприятиях.
Заявленная тема имеет большое значение, как для всей системы образования России, так и для каждого отдельного региона, поскольку разработка моделей исследования и коррекции процессов памяти у детей младшего школьного возраста позволит выйти на более точный и управляемый прогноз формирования личности детей. Сможет привнести творческий импульс в работу вузов по формированию современных дисциплин, спецкурсов, учебных планов.
Если сравнить среднее количество слов, механически запоминаемое детьми различных возрастов и взрослыми, мы не увидим резкого развития этой функции. Как оказывается, поступательное движение памяти в детском и юношеском возрасте идет довольно медленно, а взрослые запоминают даже меньше слов, чем подростки. Получается, что память почти не развивается, и к зрелому возрасту должна ухудшиться. Но ведь память взрослого человека часто бывает, сильна и обширна. Так у кого память лучше - у ребенка или у взрослого?
Отвечая на этот вопрос, Л. С. Выготский говорит, что в разные возрастные периоды мы будем наблюдать различные формы пользования своей памяти. Если ребенок - шестилетка запоминает непосредственно, естественно запечатлевая предложенный ему материал, то ребенок школьного возраста обладает целым рядом приемов, с помощью которых ему удается запомнить нужное, он связывает этот новый материал со своим прежним опытом, прибегает к целой системе ассоциации, иногда, к каким-нибудь заметкам и т. д. Оба ребенка имеют одинаковую, в общем, память, но пользуются ею по-разному. Развитие памяти и заключается в таком переходе от естественных форм памяти к культурному.
Нами была выбрана одна из методик диагностики памяти младших школьников «Узнай фигуры».
Цель: Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки, в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Выводы:
Таким образом можно говорить о том, что проблема исследования познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Список использованной литературы:
1. Агафонов, А. Ю. Подходы к изучению памяти : историко - психологический анализ [текст] // Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 6. - С. 26 -37.
2. Артамонова, Е. Г. Развитие памяти младших школьников [текст] / Е. Г. Артамонова // Народное образование. - Российский научно - педагогический журнал. - 2005. № 6. - С. 157-163.
3. Артамонова, Е. Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [текст] / Е. Г. Артамонова // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. - 2005. - С. 363 - 369.
4. Артамонова, Е. Г. Дверь, открытая в хранилище прошлого. Способы развития памяти младших школьников [текст] / Е. Г. Артамонова // Сельская школа. - 2005. - № 3. - С. 100 - 105.
5. Артамонова, Е. Г. Память ваших учеников : можно ли её улучшить? [текст] / Е. Г. Артамонова // Народное образование. Российский научно - педагогический журнал. - 2005. № 5. - С. 159 - 164.
6. Артамонова, Е. Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [текст] / Е. Г. Артамонова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы Второй Всероссийской научно - практической конференции, 18 - 19 октября 2005 г. - 2005.