Лучший педагог года

Исследование педагогической деятельности

Мурсалимова Любовь Анатольевна
Исследование педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

МУРСАЛИМОВА ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА

педагог-психолог КГУ «Средняя общеобразовательная школа №32», Казахстан, г. Семей.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В настоящее время на кафедрах педагогики и психологии пединститутов и университетов разрабатываются важнейшие проблемы обучения, воспитания подрастающего поколения. Главная роль в этом процессе отводится педагогу. От того, насколько он творчески подходит к своему делу, от его профессионализма и личностных качеств зависит и успешность каждого его ученика. Исследование педагогической деятельности включает в себя многие аспекты, это: изучение личностных особенностей учителя, его профессиональной деятельности и межличностных отношений. Прежде всего, остановлюсь на таком аспекте педагогической деятельности, как мотивированность на качественный труд. Ведь, при управлении педагогическим коллективом руководитель школы сталкивается с такой проблемой: как осуществлять индивидуальный подход в работе с членами коллектива, как создать оптимальные условия для качественного труда. Так как, для одних ведущим мотивом трудового поведения является стремление к профессиональному росту, для других – стремление к получению материального вознаграждения. Для дальнейшего стимулирования качественной работы учителей необходимо правильно выработать управленческое решение. А без изучения оценки удовлетворенности работой, иерархии мотивов трудовой деятельности, наличия стимулирующих факторов, выявления разногласий на мотивационную обстановку в школе – этого сделать нельзя.

Публикация «Исследование педагогической деятельности» размещена в разделах

При проведении диагностики использовались готовые анкеты, адаптированные к данным условиям.

Для изучения мотивированности учителя на качественный труд в зависимости от стажа работы было выделено три группы учителей:

I группа – учителя со стажем работы более 20-ти лет;

II группа – учителя со стажем работы от 5 до 20-ти лет;

III группа – учителя со стажем работы менее 5-ти лет

Проводилось изучение способности данных учителей к саморазвитию, выявление ведущих стимулирующих и препятствующих факторов обучению, развитию и саморазвитию, определение главных мотивов трудового поведения, анализировалась удовлетворенность учителей наличием стимулирующих факторов в школе.

В результате анализа данных были получены следующие результаты.

Все учителя, независимо от стажа работы имеют активное саморазвитие. Стимулирующими факторами на качественный труд для учителей со стажем работы более 20-ти лет является интерес к работе и школьная методическая работа, препятствующие факторы – состояние здоровья, недостаток времени. Ведущие мотивы трудового поведения: осознание общественной значимости труда, удовлетворение от хорошо проделанной работы, желание работать спокойно.

Для группы учителей, чей стаж работы от 5 до 20 лет стимулирующими факторами в работе являются: школьная методическая работа, обучение на курсах и занятия самообразованием. Препятствующие факторы: недостаток времени, состояние здоровья и неадекватная связь с членами коллектива. Ведущие мотивы трудового поведения: стремление к профессиональному росту, удовлетворение от хорошо проделанной работы, хорошее отношение со стороны товарищей.

Для группы учителей, чей стаж работы менее 5-ти лет стимулирующими факторами в работе являются: обучение на курсах и интерес к работе. Препятствующие факторы: недостаток времени, собственная инерция. Ведущие мотивы трудового поведения: стремление проявить себя, желание проявить творчество, уважение со стороны руководителей.

Таким образом, можно говорить о том, что стимулирующие и препятствующие факторы обучению и развитию определяются не стажем работы учителей, а их индивидуальными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать администрации в работе с педагогическим коллективом.

А вот, ведущие мотивы трудового поведения зависят от стажа работы учителя. Начинающие учителя самоутверждаются в коллективе, стараются завоевать авторитет у руководителей и коллег школы. Отсюда вытекают и их ведущие мотивы трудового поведения также как желание проявить себя и стремление к творчеству.

Учителя со «средним» стажем работы уже самоутвердились и имеют достаточный опыт, находятся в самом расцвете своих физических сил и, поэтому, стремятся к профессиональному росту. Это наиболее активная группа учителей, способных к творческой работе.

Учителя, с «большим» стажем работы пользуются заслуженным авторитетом, осознают значимость своего труда и как правило, профессиональный рост не является самоцелью. Они передают свой опыт начинающим учителям.

При анализе удовлетворенности наличием стимулирующих факторов в школе были получены следующие результаты.

Условием труда наиболее удовлетворены учителя со стажем работы менее 5-ти лет и учителя, работающие в школе более 20-ти лет. Это объясняется тем, что для начинающих учителей это первое место работы и им не с чем сравнить, учителя с большим стажем работы как правило работают в этой школе уже много лет и видят позитивные изменения условий труда учителя. Учителя со «средним» стажем работы, более критически оценивают условия труда, так как еще полностью профессионально себя не реализовали и рассматривают данную школу как базу для своего профессионального роста.

Система оплаты в полной степени не удовлетворяет все группы учителей, независимо от стажа работы. Наиболее удовлетворены начинающие учителя, так как их, как правило, не обременяет семья, и учителя с большим стажем работы, так как у них уже достаточная высокая категория и соответственно выше заработная плата.

Не тревожатся за свою безопасность учителя со «средним» стажем работы, так как они еще достаточно молоды, но имеют опыт работы. Более всего беспокоятся за свою безопасность начинающие учителя, так как у них нет достаточного опыта работы и им трудно выдержать конкуренцию с другими учителями.

Условия для развития и причастности к общему делу удовлетворяют более всего учителей со «средним» стажем работы и начинающие учителя, скорее всего, полностью не используют своих возможностей для развития. Одни их не используют в силу того, что не уверены в себе, другие – часто считают, что уже всего достигли. Хотя, именно у этих групп учителей наиболее высокий интерес к работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивировать на качественный труд можно всех учителей, учитывая их психологические особенности и стаж работы.

Далее, были проведены диагностики управленческой деятельности.

При изучении эффективности организации выявились проблемы в организации коррекции и общей организации контроля. По мнению педагогического коллектива недостаточно эффективно организованы такие методы контроля, как социометрия и тестирование. При оценке уровня развития дисциплинированности выяснилось, что в коллективе достаточно большое количество педагогов со средним уровнем дисциплинированности. Было рекомендовано : осуществлять не только контроль за профессиональной деятельностью педагогов, но и проводить коррекционную работу по устранению недочетов в организации педагогической деятельности, применять такие методы контроля, как тестирование и социометрия, усилить индивидуальный контроль с целью повышения дисциплинированности учителей.

Была составлена программа «формирования терпимого отношения педагогов к детям».

Данная программа нацелена на развитие терпимости педагога.

Согласно предложенным этапам развития терпимого отношения (терпение, терпеливость, терпимость) мы полагаем, что семинары, тренинги формирования терпимого отношения педагогов к детям может быть построено последовательно, идентично названным этапам (терпение, терпеливость, терпимость).

Разработанная модель семинаров, тренингов формирования терпимого отношения объединяет в себе пять стадий: побуждение, понимание, отношение, поддержка, действие. На каждой стадии развитие терпимого отношения предлагается определенное упражнение личностного роста и профессионального развития.

Процесс развития терпимого поведения осуществляется по спирали и проходит этапы развития терпимости. Чем больше осуществляется попыток в развитии в себе педагогом терпимого отношения, тем больший опыт им приобретается, тем выше уровень его личностного, а соответственно, и профессионального роста и развития.

Целью предлагаемых тренингов является развитие терпимого отношения педагогов к детям как профессиональное свойство личности.

Содержание программы состоит из трех взаимовытекающих и взаимосвязанных друг с другом тематических блоков.

Первый блок – теоретический – посвящен ознакомлению педагогов с основами психологии и педагогики толерантности и ненасилия и ориентирован на повышение сензитивности педагогов к идеям ненасилия как общечеловеческой ценности. Задачей этого блока является подготовка педагогов к тому, чтобы несколько по-иному посмотреть на себя как на профессионала; родителям, руководству внутренне подготовится к принятию позиции ненасилия.

Второй блок – практический, ориентирован на развитие личностной модели взаимодействия с детьми.

Значительная часть времени в данном блоке отводится развитию навыков ненасильственного взаимодействия.

В результате семинара-тренинга формирование терпимого отношения к детям актуализируется личностная эффективность участвующих, внутренние личностные потенциалы педагогов.

И в заключение, хочу сказать: для успешного проведения исследовательской работы педагогического коллектива необходимы следующие условия:

1. Наличие запроса от администрации;

2. Готовность администрации к сотрудничеству с психологом;

3. Готовность педагогического коллектива к сотрудничеству с психологом;

4. Взаимодоверие педагогического коллектива и администрации;

5. Готовность администрации к анализу своей деятельности с целью принятия управленческого решения.

Список источников:

1. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Москва. Харьков. Минск. Издательство «Питер», 2000.

2. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998.

3. Розанова В. А. Психология управления. Москва: ЗАО Бизнес школа «Интелсинтез», 2000.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о педагогической деятельности за 2016–2017 год Прошедший год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей.

Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиФоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиВоспитатель: Симонова Л. А. В нашу жизнь вошло новое слова, ситуация.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группыКонспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов. Задачи: - формировать умение определять путем.

Презентация «Научная концепция педагогической деятельности»Презентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года - 6 мальчиков. По решению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование педагогической деятельности
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 19:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование педагогической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Мурсалимова Любовь Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД