Ольга Евдокимова
Исследовательско-творческий проект «Чудо природы — снежинка»
Содержание
1. Информационная карта проекта
2. План реализации проекта
3. Постановка цели
4. Цели и задачи проекта
5. Реализация проекта
6. Практическая значимость проекта
7. Выводы
8. Приложение
Информационная карта проекта
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Чудо природы — снежинка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Полное название проекта «Чудо природы-снежинка».
2. Автор проекта : Евдокимова Ольга Эрвиновна
3. Вид, тип проекта : групповой, кратко - срочный, исследовательско –
творческий.
4. Направление деятельности проекта : исследовательская, ознакомительная,
направленная на воспитание человека, понимающего природу и осознающего свое
место в окружающем мире.
5. Цель: формирование исследовательских способностей старших
дошкольников, направленных на получение знаний о снежинках, их форме и
пользе. А так же учить детей ставить вопросы и находить ответы на них.
Продолжать формирование экологической грамотности детей. Прививать любовь и
бережное отношение к родной природе.
6. Краткое содержание: изучение природного явления – снежинки.
7. Место проведения: Образовательная организация
8. Сроки проведения: декабрь 2021г.
9. Количество участников проекта : 46 человека (25 детей, 1 воспитателя, 20
родителей).
10. Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
11. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в образовательной
деятельности).
12. Ожидаемые результаты:
- расширение кругозора дошкольников;
- развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности;
- развитие творческого мышления у детей;
- вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании
правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление
заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом.
План реализации проекта
1. Постановка цели.
2. Цели и задачи проекта.
3. Реализация проекта.
4. Ожидаемый результат.
5. Практическая значимость проекта.
1. Постановка цели
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!
В этом году зимой было очень много снега. Однажды, во время прогулки, мы
наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и нам стало интересно, а что такое
снежинка, как он образуется, можно ли найти две одинаковые снежинки, почему
снег хрустит. Поэтому мы захотели исследовать снежинки.
Проблема:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда, из каких
источников?
Даша - снежинки летят с
неба.
Вера – они легкие,
красивые, кружатся в
воздухе.
Артем – снег падает на
землю из тучки, потому
что зима покрывает
землю.
Соня– снежинки
образуются из снега, они в
небе делаются.
Лера – снежинки
пушистые и все разные.
Вика – снежинки
холодные.
Откуда берутся
снежинки?
Какими они
узорами?
Почему снег
скрипит?
Почему он бывает
разный?
Кто и что строит из
снега?
Кому нужен снег?
Почему снег
блестит?
Может ли человек
создать снежинку?
И другие.
От родителей
Из книг и журналов
Из интернета
Из наблюдения
Из опытов и
экспериментов
Из телепередач
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания
детей о таком явлении неживой природе, как снежинка. Познакомить детей с тем, как рождается снежинка. Рассказать, что снежинка, это кристаллизованный пар, что при таянье образуется капелька воды, провести эксперименты со снежинкой, с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
Вопросы, направляющие проект :
Основополагающий вопрос: Почему снежинка живёт зимой?
Проблемные вопросы
Какие существуют формы снежинок?
Как рождается снежинка?
Кому нужен снег?
Может ли человек создать снежинку?
2. Цели и задачи проекта
Цель: Изучение природного явления – снежинки, создание условий для развития
познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.
Задачи:
- Узнать, как появляются снежинки.
- Изучить строение, форму снежинок и почему они разные.
-Узнать, почему снег хрустит под ногами, почему он бывает разный и кому нужен
снег.
- Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период.
- Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе.
- Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её
новыми словами и выражениями, эпитетами.
- Разучить стихотворения о снежинках.
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
- Учить изображать снежинку разными изобразительными материалами (гуашь,
цветные карандаши, восковые мелки, аппликация, лепка) .
- Способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской
деятельности.
- Способствовать умению применять знания и умения, полученные в
исследовательской и познавательной деятельности, на практике и в
самостоятельной активной деятельности.
- Отразить знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности
(изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).
- Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения,
логического мышления, умению замечать изменения в природе.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты проекта :
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
Расширить знания детей о снежинках
Формирование проектно – исследовательских умений и навыков
Развитие речи и расширение словарного запаса
Формирование детско-взрослой совместной деятельности.
3. Реализация проекта
Этап Сроки
реализации
Мероприятия
1. Подготовительный - Подбор методической литературы.
- Подбор настольно-печатных игр.
- Приготовление материалов для
художественного творчества (цветная
бумага, картон, клей, карандаши, гуашь,
акварель, восковые мелки и т. д.)
- Подбор литературы о снежинках.
- Подбор аудио записей по теме.
- Подбор иллюстраций, репродукций картин
на зимнюю тему.
- Составить перспективный план.
- Придумать оформление группы
2. Основной этап - Организация конкурса - выставки
детских поделок «Необычная снежинка»
- Рисунки детей на заданные и свободные
темы
- Поделки из пластилина (резная снежинка)
- Аппликация.
- Сочинение сказки о снежинке.
- Экспериментирование (тает на ладошке, а
на варежке нет, тает в помещении, при
разной температуре воздуха разная форма и
т. д.)
- Разучивание стихотворений о снежинках.
- Сочинение загадок о снежинках.
- Изготовление лэпбука «Чудо природы-
снежинка»
- Оформить группу в стиле «Снежинка –
балеринка»
3. Презентация
проекта
- Выставка детских рисунков и поделок,
выступление детей с презентацией
проекта.
- Награждение победителей выставки –
конкурса «Необычная снежинка»
Комплексно-тематический план образовательной работы:
Направления развития
Познавательно-речевое
Образовательные области
Коммуникация Познание
Виды совместной деятельности
Составление рассказа по
картинке «Снегопад»;
Игра – театрализация по
сказке «Снегурочка»;
Сочинение загадок о
снежинках;
Разгадывание загадок о
снежинках;
Сочинение сказки о
снежинке;
Беседа «Что такое
снегопад», «Почему
снежинка тает», «Почему
идет снег»;
Сюжетно-ролевые игры
«Мы – снежинки»,
«Снежное царство»;
Рассматривание картинок
с изображением
снежинок.
Презентация «Тайна
снежинки».
Беседа: «Рождение снежинок»;
Образовательная деятельность на
темы:
-«Снег и его свойства»,
-«Что такое снежинка?»,
-«Как образуются снежинки?»,
-«Почему растениям необходимо
снежное одеяло?»;
Эксперименты:
- «Чистый ли снег?»,
- «Все ли снежинки одинаковые»,
- «Польза снежинок»,
-«Умеют ли петь снежинки»,
- «Получение снежинок из пара»,
- «Снежинка из кристаллов соли»;
Собрали и изготовили лэпбук о
снежинках;
Дидактическая игра: «Продолжи
фразу: «Снежинка она…»»;
Рассматривание снежинки под
увеличительным стеклом;
Вырезание снежинки из бумаги;
Конструирование снежинок из
счетных палочек.
Социально-личностное Образовательные области
Чтение худ. литературы
Социализация Труд Безопасность
Виды совместной деятельности
Русская народная сказка «Снегурочка»;
М. Познанская «Снег идет»;
Г. Эрикссон «Красные снежинки»;
О. Дворнякова «Книжка про снежинки».
Б. Заходера «Первый снег», «Танец снежинок»;
М. Удальцова «Я снежиночку поймала»;
Архангельского «Летят снежные пушинки»;
И. Полуянова «Шепот снегов»
Заучивание стихотворения Бальмонта «Снежинка»;
Знакомство с приметами и заучивание поговорок о зиме.
Игра «Чудесный мешочек» : Снежинка –пушинка;
Подвижные игры «Снежинки и ветер»,
«Снежинки кружатся»,
«Поймай снежинку»,
«Заморожу»;
Найди похожую снежинку;
Найди отличие;
Малоподвижн ая игра «Снежинки –пушинки» (развитие дыхание);
Дидактическая игра ««Где снежинки?»;
«Определи, какая снежинка летит под эту музыку».
Постройка крепости на участке;
Уборка снега на веранде;
Расчистка снега на участке.
Беседа на тему:«Основные правила передвижения в гололед».
Художественно-эстетическое Образовательные области
Художественное творчество
Музыка
Виды совместной деятельности
Рисование снежинок (разная техника);
Лепка снежинки из пластилина;
Конструирование «Снежинка счастья и здоровья;
Рисование: «Снегопад».
Прослушивание: «Белые снежинки» висполнении детского хора В. Попова;
«Серебряная песенка» В. Толкунова;
П. И. Чайковский «Времена года»;
«Вальс снежных хлопьев» из балета Щелкунчик;
Песня о снежинке из к/ф «Чародеи»;
Разучивание песен о зиме, танца снежинок.
Физическое
Образовательные области
Физкультура Здоровье
Виды совместной деятельности
Физ. минутки:
«Мы белые снежиночки»,
«Мы снежинку увидали»,
«С неба падают снежинки».
Беседа «Что будет, если кушать снег»;
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок:
Книги для чтения и рассматривания.
Уголок для ролевых игр:
Одежда для кукол по сезону, уголок ряженья – зимняя одежда.
Зона развивающих интеллектуальных и дидактических игр:
Разрезные картинки «Снежинки»,
Пазлы «Снежинки»,
Логическая игра «Снежинки» и др.
Центр продуктивных видов деятельности:
Картинки с реалистичным изображением снежинок;
Картины художников с изображением русской зимы.
Взаимодействие с семьей
Привлечение родителей к выставке «Необычная снежинка»;
Привлечь родителей к оформлению лэпбука «Чудо природы- снежинка»;
Консультация «Наблюдения природы во время прогулок»;
Привлечь родителей к оформлению группы в стиле «Снежинка – балеринка»;
Помочь в подготовке выступления- презентации нашего
проекта.
4. Результат проекта :
Дети научились замечать красоту и индивидуальность снежинок;
Расширили свои знания о происхождении снежинок и их составе;
Познакомились с разновидностью снежинок;
Закрепили умение пользоваться лупами;
Научились разными способами рисования изображать снежинки;
Приобрели умение вырезать снежинки из бумаги;
Развили умения делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и
детьми.