Лебедева Карина
Искусство родительства или как вырастить ребёнка счастливым
▼ Скачать + Заказать документы
«Как вырастить ребёнка счастливым?»
Каждый любящий родитель задаёт себе вопрос : «Как вырастить ребёнка счастливым?» Мы, родители, делаем очень много для того, чтобы наши дети были счастливыми… Учим их, воспитываем, заботимся, переживаем, поддерживаем и помогаем. Но не всегда видим с собой счастливых детей. А ведь наши дети – наше отражение, отражение наших радостей и горестей, успехов и неудач, взлётов и падений. Они учатся, глядя на нас, и это очень важно и ответственно – быть родителем! Но нигде – ни в школе, ни в семье, ни в институте – никто не учил нас «Искусству быть родителем».
Публикация «Искусство родительства или как вырастить ребёнка счастливым» размещена в разделах
Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено. Родительство – интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Цель родительства – рождение и воспитание детей.
Донести до ребенка вечное, нужное, разумное возможно, если стать для него авторитетом.
Таким авторитетом, который будет держаться не на страхе, а на уважении, на отношении к родителю как к человеку более опытному и мудрому.
Тогда ребенок придет к вам и спросит: «Подскажи, как мне поступить». И тогда вы сможете по-настоящему донести до него все вечное, мудрое, ценное. Свой взгляд, который повлияет на ребенка. И это не будет манипуляцией с вашей стороны.
Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка и семьи. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как это, "правильно"?
Конечно если бы при рождение давали инструкцию к ребенку было проще избежать множество ошибок в воспитании детей.
Воспитание — не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее… Или не становимся, но тогда как можно требовать движения вперёд от собственного ребёнка?
Никто не знает и не чувствует ребёнка лучше, чем его родители.
Воспитание начинается в семье, продолжается в детском саду, и заканчивается в школе. Далее идет уже взрослая, самостоятельная жизнь человека-личности.
Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.
Авторитарный
Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.
Попустительский
Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.
Демократический
Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.
Как часто мы задаём себе вопрос о том, правильно ли воспитываем своих детей?
Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих многочисленных книгах по психологии обращает внимание родителей на то, как они взаимодействуют со своими детьми и как разговаривают с ними. Я выбрала самые важные, на мой взгляд, высказывания известного психолога о поведении детей и родителей, чтобы мы могли лучше понимать друг друга.
1. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
3. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
4. Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел «вместе» — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.
5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
6. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
7. Нет таких ситуаций, когда ребенка можно ударить. Да, известно, что Пушкин драл своих детей, но тогда это считалось нормой.
8. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
9. Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
10. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился действительно ощутимый проступок.
11. Лучшее наказание для ребенка — лишить его хорошего, а не сделать ему плохое.
12. Детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.
13. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
14. Ребенку тепло, когда понимают его потребности. Одна из важнейших — свобода исследовать мир и получать впечатления. Ребенок исследует свои возможности — и потихонечку поднимает планку. Когда он маленький, он хочет повыше залезть на дерево, подрастая — убежать с друзьями в соседний двор, став еще старше — вернуться домой позже обычного. Тут очень много зависит от того, как ведут себя родители. Нотации и запреты бессильны.
15. Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя.
Предлагаю вашему вниманию прослушать притчу о родителях и детях, которая заставит нас о много задуматься.
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Ребёнок – отражение своих родителей, их поведения, поступков, взглядов на мир. От того, как воспитывают ребёнка, зависит то. Каким человеком он станет, как будет относиться к людям, всему миру, к нам самим.
Сегодня, воспитывая ребёнка, мы привыкли…кричать…упрекать…наказывать…угрожать.
Иногда в порыве гнева или воспитательного бессилия мы говорим ребёнку и делаем такие вещи, которые делать нельзя.
Однажды один человек полировал свой новенький автомобиль. Рядом бегал его сынок. Мальчик взял камень и начал царапать что-то на боку автомобиля. Отец, пол-жизни копивший на этот автомобиль, в гневе схватил руку ребёнка и стал бить по ней, не понимая, что он делает.
В больнице у ребёнка обнаружили множественные переломы, из-за них врачи не смогли сохранить ему пальцы. Когда сын увидел своего отца, он, с глазами полными боли, спросил:
- Папа, а когда мои пальчики снова вырастут?
Отец испытывал боль, он не смог ничего ответить сыну. Он вернулся домой с пустотой в душе. Он стал пинать свой автомобиль, когда на машине появилось огромное количество вмятин, отец остановился. Тогда он увидел те царапины, которые оставил ребёнок. Там было написано: "Я люблю тебя, папа".
Любовь, внимание к детям и принятие их такими, какие они есть должны стать основой воспитания, ведь это намного важнее всех материальных благ, неурядиц и ссор из-за пустяков.
Три способа открыть ребенку свою любовь.
1. Слово
Называйте ребенка ласковыми именами, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. В течение дня как можно больше прикасайтесь к ребенку, гладьте его по голове, по спине это ребенка окрыляет. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите!
Благодарю за внимание!