Ирина Пыхтарева
Консультация для воспитателей «Интонационная выразительность речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Интонационная выразительность речи.
Игровые приемы в работе со старшими дошкольниками на музыкальных занятиях.
Чем может помочь музыкальное искусство в развитии речи дошкольников? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интонационная выразительность речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Дети, конечно ответят, что больше всего они любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество занятий, сделать его более привлекательным для ребенка.
У музыки и речи существует немало общностей. Пожалуй, одной из основных, можно считать то, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка помогает, в свою очередь, передать содержание речи.
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.
Каждый голос обладает определенными свойствами, так или иначе влияющими на выразительность речи.
Мы рассмотрим три основных свойства и приведем примеры по работе с ними.
тембр
сила (громкость)
высота
Тембр — Это определенная окраска любого звука. С его помощью мы можем различать голоса людей, звучание музыкальных инструментов.
Упражнения на развитие тембра вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
А чтобы убедиться в том, что окраска голоса у людей разная, мы можем предложить детям поиграть в игру.
Игра «Чей голос». Сначала выберем водящего. Водящий отворачивается от группы, а тот на кого показал педагог, споёт его имя. Водящий должен угадать, кто звал его.
Игра «Какой инструмент звучит». С использованием ИКТ (на экране картинки, изображающие музыкальные инструменты). При прослушивании музыкального фрагмента, учим детей различать инструменты. Дети угадывают, что за инструмент звучит, и показывают на нужный инструмент на экране. Для закрепления материала, дети пытаются изобразить звучавшие инструменты голосом.
Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение пользоваться силой голоса можно с помощью следующих упражнений.
Упражнение «Громко – тихо» Развивает у детей старшего дошкольного возраста силу голоса. Детям предлагается, сидя или стоя, считать до 10 с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого, представляя, что спускаешься по лестнице с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Используя музыкальный инструмент, педагог может развивать силу голоса при разучивании с детьми любых песен и попевок, используя принцип данного упражнения.
Упражнение «Дождиливое стихотворение». Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, тишина. (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом)
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко).
Высота голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности голоса. Высоту голоса еще называют диапазон голоса.
При разговорной речи высота голоса держится в пределах, требующих наименьшего напряжения голосовых связок.
Высоту голоса необходимо развивать для наименьшей травматизации голосовых связок при переходе в другой по высоте разговорный диапазон. Попросту говоря – детский голос необходимо развивать и укреплять (охрана детского голоса). Делается это с помощью простых упражнений.
Обычно на музыкальных занятиях мы выполняем их с помощью музыкальных инструментов.
Упражнение «Пчелки». Дети исполняют звук «М» с закрытым ртом, раскачивая его вверх и вниз. Затем поступенно, голосом дети поднимаются все выше и выше. По такой же схеме можно распевать любые гласные звуки.
Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.
Интонация – это необходимое условие выразительной речи,
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.
мелодика (повышение или понижение голоса,
логическое ударение,
паузы,
темп речи,
ритм.
Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.
Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Для развития данного компонента интонационной выразительности предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.
Упражнение «Кукла засыпает». Дети имитируют укачивание куклы (ребенка). Гласные легко, свободно «подбрасываются» вверх, при этом диапазон голоса повышается и понижается в пределах двух тонов. Голос звучит радостно, весело.
В целом, упражнения на развитие мелодики голоса, схожи с упражнениями на развитие высоты (диапазона) голоса.
Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов.
Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение, рекомендуются игровые упражнения для воспроизведения фразы с логическим ударением.
Ну, а на музыкальных занятиях мы, чаще всего используем прием «Разбора текста песни». В основе которого лежит, произнесение текста песни построчно, затем следует выделение главных по смыслу слов в каждой строчке.
Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи).
Упражнение-попевка «Паровозик-паровоз». Дети держат друг друга за плечи, идут по кругу и произносят в медленном темпе слова:
«Паровозик – паровоз,
Далеко ты нас повез,
Через горы и леса,
Там где бродят чудеса.
Чудеса…» (последнее слово очень замедляют).
Затем, тем можно ускорить. Так же, для тренировки координации темпа речи и движений, можно дать впереди стоящему ребенку бубен. За каждым пропеванием впереди оказывается новый ребенок.
Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения. Такая упорядоченность делает речь мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи.
Упражнение - попевка «С барабаном ходит ежик». Произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы. Ускорение произнесения, его пропевание в быстром темпе. Так же, можно выполнять данное упражнение с использованием ритмических палочек или барабана (на «Бум-бум» совершать удары имеющимся инструментом).
С барабаном ходит ежик. Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик. Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами, Бум — бум — бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум!
И удары раздавались, Бум — бум — бум!
(Г. Виеру)