Агаева Адиля
Интересные методы обучения детей связному рассказыванию
▼ Скачать
МАСТЕР-КЛАСС
ИНТЕРЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
СВЯЗНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
И вновь – здравствуйте! Модуль, по которому мы сегодня будем работать называется – методика развития речи. А вот какой теме будет посвящена наша сегодняшняя встреча – я хочу, что бы Вы определили сами. Для этого я включу Вам два видеофрагмента, которые Вам предстоит внимательно просмотреть, проанализировать и сравнить. Задание ясно? Прошу внимания на экран.
(ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТОВ)
Вы просмотрели два видеофрагмента. Теперь мы с Вами будем их анализировать и сравнивать. Для этого используем следующие критерии:
Публикация «Интересные методы обучения детей связному рассказыванию» размещена в разделах
1. ПОНЯТНОСТЬ изложенной информации (понятен/непонятен)
2. ЛОГИКА изложения информации (присутствует/отсутствует)
3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ информации (положительное/отрицательное)
4. СООТНОШЕНИЕ ВРЕМЕНИ И СОДЕРЖАНИЯ информации
(продолжительно, бессодержательно/лаконично, обоснованно)
А теперь ответьте, как Вы считаете, при общении, имеет ли значение умение человека логично, связно, обоснованно выразить свои мысли посредством речи?
Чем может быть чревато неумение человека связно, доступно донести свои мысли?
А если человек умеет излагать свои мысли логично, то как будет складываться его процесс коммуникации?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Следовательно, какой вывод мы можем сделать?
Человеку необходимо учиться развивать связную речь.
Так какой теме будет посвящена наша встреча?
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Чем раньше начнется процесс развития связной речи, тем более плодотворным будет его результат.
А на чьи плечи ложится ответственность за результат? Конечно, на плечи воспитателя!
И сегодня мы с вами рассмотрим наиболее интересные приемы развития связной речи, которые применяются воспитателями детских садов на практике.
Для начала давайте дадим определение, что же такое связная речь?
Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.
Методы развития связной речи детей дошкольного возраста делятся на:
Наглядные – с использованием визуальной информации (картинки, видео);
Словесные – рассказывание, беседы, речевые упражнения;
Практические – игры и упражнения, активизирующие речь посредством выполнения движений/действий.
Мы с Вами рассмотрим все методы на конкретных примерах.
И начнем с наглядного.
Прием 1. «Сказка на новый лад»
Первый прием, о котором я расскажу, называется «Сказка на новый лад». Этот прием подходит для работы с детьми старшей и подготовительной к школе группы.
Детям предлагается рассмотреть картинку с фрагментом хорошо знакомой сказки. Например: «Колобок». Воспитатель начинает рассказывать сказку, заранее подготовив две группы карточек. Первая группа карточек – изображение новых персонажей, которые будут вводится в сюжет сказки, вторая группа – описание нового действия, связанного с этим персонажем.
Один и тот же комплект карточек можно использовать для работы с разными сказками. В процессе рассказывания сказки малыши выбирают по одной карточке и, при помощи воспитателя, продолжают рассказывать сказку, меняя ее сюжет и содержание. В итоге получается «Сказка на новый лад», где от первоначального сюжета остается, в лучшем случае, только главный герой. При этом процессе у ребенка развивается фантазия, образное мышление, и, конечно же, - связная речь.
И сейчас мы с Вами опробуем этот прием. Я прошу подойти ко мне четырех добровольцев и взять по одной карточке.
Я начинаю рассказывать сказку, а вы продолжаете, называя персонажа и действие, которое Вам выпало, подключайте свою фантазию и воображение!
(ОБЫГРЫВАЮТ ПРИЕМ «СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД»)
Лунтик полетели со мной на луну
Робот-трансформер пришло время спасать Кибертрон
Симка и нолик нужна помощь, космический шатл сломался
Железный человек ты был послан из будущего, твоя миссия – спасти планету
Вот таким образом воспитатели используют наглядный метод развития связной речи у детей дошкольного возраста. А сейчас я приглашаю одного из Вас попробовать себя в качестве воспитателя. Кто желает? И четверых желающих поучаствовать. Карточки у нас остаются те же. А сказку мы возьмем другую, «Красная шапочка».
(САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЫГРЫВАЮТ ПРИЕМ «СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД»)
Прием 2. «До и после»
Следующий прием называется «До и после». В отличие от предыдущего, детям показывается картинка не из знакомой сказки, а совершенно новая, незнакомая. Начать можно так: «посмотрите на эту картинку и представьте, что смотрели мультфильм и нажали на СТОП. Расскажите, что было «ДО» этого момента, и что будет «ПОСЛЕ». Кто будет героем Вашего мультфильма, выбирайте сами».
Дети выбирают персонажей для своего мультфильма и с помощью воспитателя начинают придумывать свой собственный сюжет, развивая при этом свою связную речь. Давайте попробуем!
(ОБЫГРЫВАЮТ ПРИЕМ «ДО» и «ПОСЛЕ»)
Вот таким образом воспитатели используют наглядный метод развития связной речи у детей дошкольного возраста. А сейчас я приглашаю одного из Вас попробовать себя в качестве воспитателя. Кто желает? И желающих поучаствовать.
(САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЫГРЫВАЮТ ПРИЕМ «СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД»)
Мы рассмотрели наглядный метод развития связной речи.
Сейчас мы поработаем над словесным и практическим методом.
Прием 1. «Цепочка»
Словесный метод удобно применять в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Один из приемов словесного метода – называется «Цепочка». Его суть в том, что ребенку предлагается выбрать объект рассказа, например – игрушку, животное, члена семьи, и с помощью цепочки наводящих вопросов, мотивировать к последовательному изложению мысли, а, следовательно, к формированию связной речи.
Допустим, объектом рассказа будет мама. Воспитатель задает ряд вопросов:
Как зовут твою маму? Ребенок отвечает.
А какая у тебя мама? Хорошая, добрая, ласковая.
Что твоя мама любит или умеет делать? Готовит кушать, убирает.
А ты ей помогаешь?
Как ты помогаешь маме?
А помогает твоей маме твоя сестренка или братик?
А куда ходит твоя сестренка или братик?
А чем еще занимается, кроме учебы?
И так далее. С помощью цепочки логических вопросов, задаваемых воспитателем, у ребенка формируется умение последовательно излагать свои мысли, развивается связная речь.
Прием 2. «Найди ошибку»
Прием «Найди ошибку» можно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Для этого, в текст хорошо знакомой детям сказки, специально вносятся ошибки. Слушая, дети анализируют сюжетную линию, понимают, что она изменилась, и поправляют воспитателя. Этот прием эффективен не только как средство развития связной речи, но и для тренировки памяти. Давайте послушаем такую сказку.
Сказка «Красная шапочка» с ошибками
(сокращенный вариант)
Жила - была девочка, она любила носить синюю (красную) шапочку. Ее так и звали Синяя (Красная) шапочка. Однажды ее папа (мама) приготовил вареников (напекла пирожков) и попросил их отнести в сумке (корзине) больному дедушке (бабушке). Девочка взяла гостинец и пошла через поле (лес). По дороге она встретила бурого медведя (серого волка). Волк ее спросил, куда путь держишь? Она ответила, что идет навестить больную бабушку.
Пока девочка собирала грибы (цветы, волк тем временем, пробрался в бабушкин дом и съел ее. А сам переоделся в ее одежду и лег на лавку (кровать). Подойдя к домику бабушки, девочка дернула за шнурок (веревочка) и дверь открылась. Увидев бабушку, Красная шапочка спросила:
- Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие маленькие (большие) уши?
- А это для того, чтобы тебя лучше видеть (слышать).
- Бабушка, а почему у тебя такие красивые (острые) зубы?
- А это для того, чтобы тебя съесть!
И волк ее съел. Мимо проходили врачи (охотники) и вспороли волку брюхо, а оттуда живые и невредимые выскочили бабушка и Красная шапочка.
Прием 3. «Кто больше назовет…»
Называть дети могут действия, признаки, свойства. Это зависит от поставленного вопроса. Например:
Кошка – она какая? Гладкая, пушистая, красивая, ласковая, серая, умная…
А что кошка делает? Мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком.
У кого есть кошка? Как Вы за ней ухаживаете? Кормим, купаем, ласкаем, гладим, лечим.
И так далее.
Прием 4. «Угадай, о чем…»
И еще один словесный прием, на котором мы остановимся, - «Угадай, о чем…». Здесь ситуация строится от обратного. Если предыдущий метод предполагал постановку вопроса, то в этом – воспитатель называет действия, признаки или свойства, а ребенок угадывает, о чем идет речь. Например:
Яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, ослепительное…
Согревает, ласкает, поднимает настроение, светит, пригревает, припекает, может прятаться и выходить, вставать и садиться…
Бывает много летом и мало зимой…
Заставляет надевать на кепки и панамки…
Что это? Солнышко!
На этом рассмотрение словесного метода мы оставляем и переходим к практическому методу.
Практический метод развития связной речи реализуется с помощью игр и упражнений, связанных с выполнением движений и может использоваться на физкультминутках, на прогулке, в процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики.
Во время таких игр и упражнений речевой материал сочетается с действиями ребенка. Именно в движении эффективно усваиваются грамматические правила, передается тот или иной художественный образ, что влияет на ритмическую и произносительную выразительность исполнения детьми выученных произведений.
В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова.
Сейчас мы сделаем несколько таких упражнений, а также, немного поиграем.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Я вам раздаю карточки и даю время на подготовку. Внимательно изучите картинку. И вместе со мной проговаривая потешку, выполняйте упражнения. Это можно сделать сидя.
Улитка, улитка! Жили-были зайчики
Покажи рога, На лесной опушке,
Дам кусок пирога, Жили-были зайчики
Пышки, ватрушки, В беленькой избушке.
Сдобной лепешки, Мыли свои ушки,
Высуни рожки! Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.
(ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ)
А сейчас мы поиграем в хорошо известные многим с детства игры.
Игры на физическое развитие и развитие речи
Кто в детстве играл в игру «Бояре»? Я приглашаю желающих поиграть. Две команды становятся лицом друг к другу, берясь под руки. Под определенные слова, каждая команда начинает подходить к противоположной. Противоположная стоит на месте. Подойдя, команда топает ногой и отходит спиной на свое место. Затем, то же проделывает другая команда. На определенных словах, я подскажу когда, первая команда выбирает двух самых крепких участников. Они берутся за руки, а «невеста» из другой команды, должна прорваться через «стенку». Если прорвется, то остается в своей команде. Если нет – переходит в команду соперника, и тогда эта команда вновь начинает игру. Игра длится до тех пор, пока в одной из команд не останется один человек.
Бояре, а мы к вам пришли, Бояре, вам какая мила,
Молодые, а мы к вам пришли. Молодые, вам какая мила.
Бояре, вы зачем пришли, Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, вы зачем пришли. Молодые, нам вот эта мила.
Бояре, мы невест выбирать, Бояре, та строптива у нас,
Молодые, мы невест выбирать. Молодые, не пойдет она за Вас…
Есть много веселых подвижных игр, позволяющих развивать связную речь детей, такие как: «Гуси-гуси, га-га-га…», Горелки «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, птички летят, колокольчики звенят…», «Я люблю свою лошадку…» и др. Большинство игр требуют просторных площадей. За неимением такой возможности, мы поиграем в малоподвижную игру. «Каравай». Встаем в хоровод, в центре круга находится «именинник». Участники берутся за руки и идут простым шагом по кругу, напевая:
Как на (имя) именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины, (все поднимают руки, показывая вышину)
Вот такой нижины, (приседают на корточки, руки опускают вниз)
Вот такой ширины, (все идут от центра круга, расходясь вширь)
Вот такой ужины. (все бегут к центру круга, держась за руки)
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
«Я люблю, конечно, всех,
Только (имя) — больше всех!»
Танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим.
Музыкальные упражнения на развитие связной речи
Также, большой популярностью, как у детей, так и у воспитателей пользуются музыкальные упражнения. Дети напевают песенку, одновременно выполняя соответствующие движения. Это дает эффективный результат развития связной речи.
Давайте попробуем!
(ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ)
Упражнения на развитие связной речи
И еще, что мне хотелось бы с Вами сегодня рассмотреть – это упражнения на развитие связной речи. Для примера использую обычные камешки. Вот они.
(ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ)
И в завершении, хочу сказать. Профессия воспитателя – открывает безграничные горизонты творчества, креатива, энтузиазма и мастерства.