Мустафина Наталья
Интересное о языке
▼ Скачать + Заказать документы
«Он и поит, он и кормит, он до Киева доводит» (Язык).
Конечно – это язык. Главный гость сегодняшней встречи - его величество Русский язык. Кстати 21 февраля отмечали праздник Русского языка.
«Все органы тела устают когда-нибудь, но только не язык…»
Кондрад Аденауэр
«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком»
Л. Успенский
Что же такое язык?
• Орган вкуса
• Средство человеческого общения
Публикация «Интересное о языке» размещена в разделах
• Любая знаковая система (язык насекомых, язык математики)
• Стиль писателя
• Речь, способность говорить
• Пленник (взять языка)
• История народа; путь цивилизации и культуры.
А сейчас немного истории.
«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Так что, друзья, язык есть у всех, а цели выбирает каждый на своё усмотрение. Кстати вместе с детьми можно поиграть в игру «Язык - мой друг и язык - мой враг».
Ну а теперь несколько слов о русском языке.
Русский язык славится своим богатством и красноречием. Возможно отсюда и столь чуткое отношение к нему. С древних времен народ дорожил своей речью, придавал большое значение слову.
Отсюда и появились пословицы и поговорки о языке. Но они не только восхваляют речь, но и предупреждают о её силе. "Язык как бритва" - одно из высказываний, которое объясняет, почему необходимо следить за своими словами, отвечать за них. С помощью пословиц и поговорок вы сможете объяснить ребенку красоту и глубину родного языка, важность этого инструмента общения.
Предлагаю поиграть в игру «Закончи пословицу», в эту игру можно поиграть также с детьми:
1. Кто мало говорит, тот больше делает
2. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
3. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать
4. Кто много говорит, тот мало делает
5. Говорит день до вечера, а слушать нечего
6. Ради красного словца не пожалеет и отца
7. Языком не торопись, а делом не ленись
8. От одного слова – да на век ссора
9. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами
10. С тобой разговаривать, что мёду напиться
11. Говоря про чужих, услышишь и про своих
12. Бойся Всевышнего, не говори лишнего!
Русский язык богат фразеологическими оборотами. Они украшают нашу речь, делают её образной, выразительной.
Язык - часто встречающее во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться.
А сейчас я предлагаю вам ещё одну словесную игру:
«Что мы знаем о языке?»
• Какие по форме бывают языки?
• У кого есть язык?
• Какие по цвету бывают языки?
• Что можно определить с помощью языка?
• Для чего нужен язык?
• Что языком можно делать?
Зачем людям язык?
Язык - это средство общения. С его помощью люди говорят друг с другом, сохраняют и передают знания, информацию.
Владеть языком - это значит уметь общаться друг с другом, уметь слышать и слушать, точно и полно выражать свои мысли, грамотно писать и хорошо читать.
Что такое речь?
Речь – это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения.
Владеть речью - это значит не просто говорить, но и уметь задавать вопросы собеседнику, просить его уточнить мысль, высказать пожелание, просьбу, выразить своё согласие и несогласие, уметь начать разговор, поддерживать его, вести диалог в соответствии с ситуацией. Иначе говоря, уметь общаться.
Развитие речи детей.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи-чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Роль развития речи ребёнка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка.
В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться. Задачами образовательной области «Речевое развитие» являются:
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
• Владение речью как средством общения и культуры
Все эти задачи успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель-это овладение речью как средством общения. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное) Но всё это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приёмов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения.