Валерия Романова
Интерактивный курс для обучающихся с ЗПР «Какие бывают животные»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»
Учебное пособие
Исполнитель:
Романова Валерия Валерьевна,
Педагог-психолог
п. Восточный
2022
В интерактивном курсе представлены примеры интерактивной игры, рабочего листа и теста для обучающихся с ЗПР по теме : «Какие бывают животные?», предмет «Окружающий мир». Ориентированы на просмотр на компьютере или мобильном телефоне. Так же разработан раздаточный материал, который можно выпустить с помощью принтера и выполнить творческое задание.
Публикация «Интерактивный курс для обучающихся с ЗПР „Какие бывают животные“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Интерактивный курс актуален во время дистанционного обучения. Родители и обучающиеся могут выполнять задания для закрепления пройденного материала. Задания подготовлены для многоразового использования.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА…
4
1.1. Общая характеристика содержания учебного предмета «Окружающий мир»….
4
1.2. Актуализация знаний обучающихся с ЗПР по теме : «Какие бывают животные»…
7
1.3. Содержание урока окружающего мира по теме: «Какие бывают животные»….
10
II.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ….
18
2.1. Интерактивные игры на уроках окружающего мира по теме: «Какие бывают животные?»….
18
2.2. Использование платформы LearningApps.org для выполнения интерактивных заданий обучающимися с ЗПР на уроках окружающего мира….
19
2.3. Подготовка и интерпретирование интерактивных тестов для обучающихся с ЗПР на уроках окружающего мира…
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ… 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1… 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2… 26
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В требованиях ФГОС НОО говорится, что на занятиях по предмету «Окружающий мир» и во внеклассной работе должно производиться полное осознание понятия об окружающем мире, его целостности и взаимосвязи, воспитание экологической грамотности, правил бережного и сберегающего отношения к природе у младших школьников.
«Окружающий мир» - в это понятие включено все: от маленького муравья в лесу, до бесконечных просторов Вселенной. Открыть детям этот удивительный мир окружающей нас природы, его красоту и тайны, научить с малых лет понимать, любить и беречь родную природу – вот основная задача занятий по окружающему миру.
Разнообразие форм и методов внеклассных занятий дает возможность проявить творческие способности младших школьников и детей с ЗПР, их отношение к природе, чувство коллектива и сознание своей значимости и места в жизни.
Самым главным приоритетом в работе с детьми с ЗПР является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. У большинства учеников с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
1.1. Общая характеристика содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» составляют теории, разделы определенных наук, которые в том или ином объеме (в зависимости от авторского видения) изучаются детьми младшего школьного возраста. Обязательный объем теоретического материала представлен в нормативных документах по реализации ФГОС НОО (примерной ООП).
Требования к освоению учебного предмета «Окружающий мир» по Федеральному государственному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) сформулированы в примерной основной образовательной программе (примерной ООП) следующим образом:
– понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
– сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе своей страны, ее современной жизни;
– осознание целостности окружающего мира, освоение экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;
– развитие навыка устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
В начальных классах реализуются несколько авторских программ и соответствующих учебно-методических комплектов по предмету «Окружающий мир». Содержание каждого УМК определяется примерной ООП НОО, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15, опубликованной на сайте Министерства образования и науки РФ. В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– обретут чувство гордости за свою родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
– получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
– примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
1.2. Актуализация знаний обучающихся с ЗПР по теме : «Какие бывают животные»
Тема:Какие бывают животные?
Цель: Обобщить знания обучающихся о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).
Задачи:
Обучающие :
– Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости);
Развивающие:
– Расширить кругозор обучающихся о природе. Дать представление о невидимых нитях в природе;
– Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.
– Прививать интерес к предмету;
На Земле существуют разные виды животных, при этом неплохо было бы знать — какие виды животных существуют и, чем они отличаются друг от друга. Это будет полезно как на уроках окружающего мира (природоведения).
В ходе изучения темы «Какие бывают животные?», для обучающихся разработана интерактивная игра, главным персонажем которой, является Мудрая Сова. Она будет помогать проходить все испытания. За каждый правильный ответ, ученик получит жетон. В конце изучения темы, обучающегося ждет приз от Мудрой совы. Ссылка на приз закреплена на последнем слайде презентации. Открыв ссылку ученик сможет с лёгкостью распечатать сертификат (Приложение 1).
Для того, чтобы обучающимся было легче усваивать учебную информацию, Мудрая Сова поделится интересными фактами о жизни различных представителей животного царства, их повадках и уникальных способностях.
Эта информация, несомненно, привлечет внимание обучающихся, будет способствовать расширению их общего кругозора, создаст условия для реализации воспитательных задач урока.
По данной теме обучающимся предлагаются различные интерактивные задания, так же прилагается рабочий лист (Приложение 2) для актуализации знаний.
1.3. Содержание урока окружающего мира по теме: «Какие бывают животные»
Тема: Какие бывают животные
Уровень: общий.
Текст задачи:
Как называют животных, которые живут рядом с человеком? А как называют тех, которые живут в лесу? Среди животных есть насекомые, рыбы птицы и звери. Насекомые - животные у которых шесть ног (три пары). Рыбы - водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Птицы - животные, тело которых покрыто перьями. Звери (млекопитающие) - животные, тело которых покрыто шерстью и которые выкармливают детёнышей молоком. К особой группе животных - земноводным - относятся лягушки и жабы.
Нуждаются ли животные в нашей защите?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.
Возможные информационные источники:
Животные окружают нас повсюду. Мы их встречаем на лугу, в лесу, в водоёме, высоко в горах. Животные живут в воздухе, в почве, а некоторые обитают у нас в доме.
Среди животных есть великаны. Например, синий кит достигает в длину 30 метров. А других представителей животного мира можно рассмотреть только в микроскоп.
Насекомые — древнейшая и самая многочисленная группа животных. Они появились много миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
Сегодня известно более 1 миллиона видов насекомых. Но учёные считают, что их на Земле в несколько раз больше.
Это похожие на цветы бабочки и изящные стрекозы. Вездесущие жуки, назойливые мухи и комары — тоже насекомые. А ещё трудолюбивые муравьи и пчёлы, прожорливая саранча и обитатели луга кузнечики.
На теле насекомых заметны тоненькие чёрточки — насечки, поэтому их так и назвали: «насекомые».
У взрослых насекомых есть три части тела: голова, грудь и брюшко. У них 6 ног. На голове находятся 2 усика. У большинства насекомых есть крылья (рис. 1)
Рис. 1. Части тела животного
Одни насекомые приносят человеку пользу (пчёлы, божьи коровки, другие — вред (саранча, мухи). Но все насекомые важны и нужны природе.
Насекомые — шестиногие животные. У них есть крылья, а тело делится на голову, грудь и брюшко.
Рыбы — это животные, которые живут только в воде и не могут без неё обходиться.
У всех рыб есть голова, туловище, хвост и плавники.
Тело большинства рыб покрывают тонкие пластинки — чешуйки. Чешуйки рыб растут всю жизнь. Каждый год добавляется одно кольцо. По числу колец на чешуе можно определить, сколько рыбе лет.
Чешуя снаружи покрыта слизью. Эта слизь помогает рыбе легко скользить в толще воды. Плавать в воде рыбам помогают плавники и хвост. А ещё у них обтекаемая форма тела.
Как и все животные, рыбы дышат кислородом. Но вдыхают они его не из воздуха, а из воды. Для этого у рыб есть специальные органы — жабры. Рыбы набирают воду в рот, пропускают её через жабры и извлекают из неё кислород.
Маленькие рыбки появляются из икринок, которые большие рыбы выбрасывают в воду.
Рис. 2 Рыбы
Рыбы бывают пресноводные и морские. Земноводные (амфибии) — животные, которые живут и в воде, и на суше.
Рис. 3 Лягушки и жабы
У всех земноводных голая влажная кожа. У них четыре ноги.
Рождаются земноводные в воде. Головастики (личинки лягушки и жабы) похожи на рыб. У них большая голова и длинный хвост. Дышат головастики жабрами и питаются водными растениями.
Постепенно у головастика исчезают хвост и жабры. У него вырастают ноги и появляются лёгкие. Головастик становится лягушкой или жабой. Теперь животное может дышать воздухом, как все наземные животные.
Взрослые земноводные — хищники. Они питаются насекомыми, червями, моллюсками. Лягушка ловит насекомых, выбрасывая изо рта длинный липкий язык.
Температура тела земноводных зависит от температуры воздуха, поэтому на зиму они засыпают.
Пресмыкающиеся (рептилии) — животные, тело которых покрыто роговыми чешуйками или щитками.
Пресмыкающиеся — это ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы.
Рис. 4 Ящерица
Кожа у пресмыкающихся сухая. У черепах роговые щитки срослись с костями и образовался панцирь.
Пресмыкающиеся ползают (пресмыкаются, поэтому и получили своё название. У змеи нет ног, но она прекрасно передвигается и без них.
Обитают пресмыкающиеся в основном на суше. Но некоторые черепахи, морские змеи и крокодилы могут жить и в воде.
Большинство пресмыкающихся — хищники. Они питаются мелкими животными.
Так же как земноводные, пресмыкающиеся не могут регулировать температуру своего тела. Змеи и ящерицы любят погреться на солнце.
Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше и не насиживают их. Из яиц выводятся маленькие животные, похожие на взрослых.
Птицы — это пернатые животные.
Перья защищают птиц от холода и жары. Температура тела птицы всегда одинаковая. Она не зависит от температуры среды, поэтому птицы могут жить там, где бывают морозы.
Перья защищают также от намокания, высыхания и от ударов во время полёта.
У птиц две ноги и два крыла. С помощью крыльев большинство птиц может летать.
Рис. 5 Птицы
Птицы питаются разной пищей. Некоторые поедают части растений (голуби, воробьи, куропатки). Другие ловят насекомых (ласточки, дятлы, синицы). Хищные птицы охотятся на мышей, зайцев, других птиц (орлы, коршуны, совы). А вороны и чайки всеядные.
В отличие от пресмыкающихся птицы насиживают яйца, согревая их своим теплом.
Звери (млекопитающие) — животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком.
К этой группе относится и человек.
Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью. Шерсть защищает животных от холода. Температура тела у них постоянная.
Многие звери питаются растительной пищей. Это зайцы, белки, лошади, жирафы, зебры.
Рис. 6 Звери
Есть среди зверей хищники. Они разрывают свою добычу острыми клыками. Это волки, лисицы, тигры, львы.
Некоторые звери всеядные. Например, бурый медведь может есть и животную, и растительную пищу.
Звери обитают в разных местах. Многие живут в лесах.
В Арктике живут белые медведи.
Рис. 7 Белый медведь
В пустыне без воды долгое время могут обходиться верблюды.
А киты и дельфины всю жизнь проводят в воде.
Есть звери, умеющие летать. Это летучие мыши.
Методический комментарий.
Обучающиеся закрепят знания об особенностях строения разных групп животных. Смогут выделять животное из определённой группы. Определять, характеристика какой группы животных приведена.
II.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1. Интерактивные игры на уроках окружающего мира по теме «Какие бывают животные?»
При подготовке к занятию была разработана интерактивная игра по теме : «Какие бывают животные?». Данная игра была разработана в программе Power Point.
Интерактивная игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.
2.2. Использование платформы LearningApps.org для выполнения интерактивных заданий обучающимися с ЗПР на уроках окружающего мира
Сервис LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов, которое позволяет создавать интерактивные учебно-методические приложения по разным учебным предметам.
Для учебного курса на платформе LearningApps было разработано 5 заданий разного уровня сложности.
2.3. Подготовка и интерпретирование интерактивных тестов для обучающихся с ЗПР на уроках окружающего мира
Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
Предложен тест в качестве итогового контроля. На основе полученных данных выстраивается коррекционная работа для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В итоговом контроле знаний используют контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях обучающихся и позволяет оценить степень их подготовленности.
Обучающимся предложен тест из 5 вопросов без ограничения во времени. Компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, объем материала, оперативный контроль - существенно повышают уровень обучения.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый обучающийся отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний обучающихся. Это очень важно для ребенка. Он видит, что отметка не зависит от желания преподавателя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Он может посмотреть процент и качество своих знаний.
Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что тесты:
– относительно краткосрочны, т. е. не требуют больших затрат времени;
– однозначны, т. е. не допускают произвольного толкования тестового задания;
– правильны, т. е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;
– относительно кратки, требуют сжатых ответов;
– информационные, т. е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;
– удобны, т. е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;
– стандартны, т. е. пригодны для широкого практического использования
– измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
Использование Google-тестов на уроках является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Так как в настоящее время все аттестационные экзамены проводятся в виде тестов, то такая методика проверки знаний позволяет учащимся адаптироваться к данной системе. Разрабатывая тест в системе Google, нужно помнить о здоровьесберегающих технологиях на уроке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, учителю важно сочетать в обучении компьютерные технологии, интерактивные средства с традиционными методами, приемами, формами обучения для успешной деятельности учащихся.
Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения интерактивных средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : https://base.garant.ru/197127/.
2. ФГОС для начальной школы // Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] : https://www.as consult.ru/pages/40.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2015. – 251 с.
4. Батакова, Е. Л. Использование интерактивных средств обучения на уроках [Текст] : учебное пособие/ под. ред. Е. Л. Батакова, Е. В. Соболева. – Киров: Радуга ПРЕСС, 2013. – 126 с.
5. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] / О. Б. Воронкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 315 с.
6. Осина, А. В. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / А. В. Осина, Т. П. Лакоцинина. – Москва: ЗАО «Книга», издательство «Учитель», 2014. – 350 с.
7. Плешаков, А. А Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2012 – 143 с.