Алёна Воронцова
«Поможем Айболиту». Занятие в средней группе (4–5 лет) по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия. «Поможем Айболиту»
Культурная практика: Познавательно - исследовательская деятельность. Культурно- смысловой контекст: Рассказ (образ об земноводном животном) Цель: создать условия для ознакомления детей с земноводными животными (на примере - лягушка); расширить знания об основных характерных особенностях земноводных как отличительный признак от животных и рыб. Образовательные задачи: Обучающие: Актуализировать знания детей о животном мире; Знакомить детей с лягушкой, как земноводное животное Развивающие: Развивать игровую деятельность детей; Развивать словарный запас детей. Развивать процессы мыслительных действий анализ, синтез, обобщение Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство ответственности за свои поступки; Учить внимательно, слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы. Оборудование: Демонстрационные картинки: карточки с изображением птиц: дятел, воробей, ворона; рыб: ёрш, щука, окунь; животных: лиса, ёж, заяц; земноводных: лягушка, жаба, червяка. Оборудование: Ноутбук, проектор, магнитная доска, мобильный телефон; Звуковое оформление: ритмическая музыка. Предварительная работа: беседы про рыб, животных, разучивание считалки, чтение художественной литературы про животных, птиц, рыб.
1. Введение в ситуацию.
Приветствие:
-Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
-Занимайте свои места за столами.
- Кем вы хотите стать, когда вырастете? (Художником, музыкантом, полицейским, врачом, воспитателем.)
- А я в детстве мечтала стать ветеринаром. Знаете ли вы, чем занимается ветеринар? (Да, это врач, который лечит животных.)
- Кто самый известный ветеринар? (доктор Айболит.)
- Ребята, мне сегодня позвонил доктор Айболит и сказал, что к нему на приём записалось много животных. Айболит просит вас помочь ему распределить животных на группы, для того, чтобы было удобнее их принимать.
- Хотите помочь Айболиту? (Хотим, очень хотим.)
Сможете это сделать? (Сможем, ведь Айболит наш любимый герой, он очень хороший и помогает лечить зверей и птиц.)
2. Актуализация знаний и умений.
1. Дидактическая игра «Разные животные». Цель – разложить картинки – предметы (животные, птицы, рыбы) на группы по общему признаку.
Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением животных, например, ежа, зайца, лисы.
Птиц, например, дятла, воробья, вороны.
Рыб, например, окуня, щуки, ерша.
Земноводных, например, лягушки.
- Ребята, Айболит попросил разделить всех животных на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним обобщающим словом. А вы знаете, что значит обобщающее слово? (Это, когда одну группу предметов, называют одним словом.)
Ребята, возьмите карточки и разложите их по группам. (Как правило, дети в одну группу собирают зверей, в другую – птиц, в третью рыб, у них остаётся лягушка.)
Раздаётся звонок по телефону.
- Ой, ребята, это звонок от Айболита. Он говорит, что зверей он примет завтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением зверей, птиц - послезавтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением птиц, рыб – на следующей неделе.
3 Затруднение в ситуации.
Ребята смотрите, у нас осталась одна картинка с изображением (лягушки)
- Смогли вы разделить всех животных, расположенных на картинках на группы? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, по какому признаку делить.)
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно попытаться разобраться самим, потом проверить себя по учебнику, по книжке.)
- Что интереснее – спросить и получить готовый ответ или попытаться разобраться самим? (Разобраться самим.)
Решаем искать ответ самостоятельно.
Физминутка:
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди.
(Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
4. «Открытие» нового знания
(способа действия).
- Можем мы отнести лягушку к птицам? Почему? (Нет, она не умеет летать.)
Карточки с птицами откладываем в сторону.
- Можем отнести её к группе рыб? Почему (Можем.) (Потому что, она умеет плавать и может долго находиться в воде.)
- Ребята, но лягушка долгое время может находиться и на суше. А рыбы могут? (Нет, рыба без воды не выживет.)
- Значит, лягушка не относится к группе рыб. (Значит, не относится.)
Откладываем карточки с изображением рыб в сторону.
- Можем, мы отнести лягушку к группе зверей? (ответы детей)
А животные могут долгое время находиться в воде и жить там? (Нет, не могут, они погибнут.)
- Мы с вами выяснили, что лягушка может жить на земле и в воде – отсюда люди и дали название этой группе, к которой относится лягушка – земноводные.
- Ребята, с вашей помощью Айболит осмотрел всех животных. Все теперь здоровы.
Раздаётся звонок по телефону.
- Это снова звонит Айболит, он прощается со своими пациентами и просит их быть внимательными и осторожными, потому что кругом много опасностей.
5. Рефлексия.
Воспитатель собирает детей в круг.
- Ребята, кому и чем мы сегодня помогли? (Мы помогли Айболиту, мы разделили животных на группы, чтобы Айболит смог быстро всех принять, чтобы ему было удобно.)
- Какие новые знания дали вам возможность разделить животных на группы? (Мы узнали, что лягушки не относятся ни к рыбам, ни к животным, они относятся к своей группе – земноводные.)
- Ребята, вы молодцы! Вы помогли доктору Айболиту! Вы очень добрые, я горжусь вами!