Наталья Багаутдинова
Интерактивные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Багаутдинова Н. Я. ,
воспитатель 1 КК, МБДОУ № 75
Внедрение ФГОС в дошкольное образование привели к значительным изменениям в организации образовательного процесса. Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОУ. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основными критериями саморазвития воспитателей ДОУ являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс.
В настоящее время наш коллектив активно внедряет в процесс образования современные интерактивные технологии, которые в большей мере соответствуют цели позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей в разных формах и видах детской деятельности.
Так, в своей работе по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста мы используем интерактивные методы обучения.
Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-либо. Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Один из важных путей развития интерактивности обучающей среды связан с применением информационно - коммуникационных технологий.
На наш взгляд, интерактивный подход к обучению, построенный на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера, значительно расширяет возможности педагогов и специалистов в сфере художественно-эстетического воспитания, позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие детей, сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным. Информационно-коммуникационные технологии становятся новым средством художественно-эстетического развития детей.
В своей работе мы используем интерактивные игры, которые являются новейшим способом коммуникативного взаимодействия, достигающимся при помощи современных информационных технологий.
Интерактивная игра – это искусственно созданная ситуация, в которой ребенок выбирает определенную роль и должен справиться с поставленными целями. Основываясь на интересе детей к компьютеру, учитывая возрастные возможности детей, а также игру как ведущую деятельность в данном возрасте, применение ИКТ дает огромные возможности в образовательной области художественно-эстетическое развитие.
Использование интерактивных игр помогает развитию познавательного интереса детей, освоению новых знаний, представлению и применению их в разнообразных видах деятельности.
Нами разработаны и используются в работе интерактивные пособия и интерактивные игры на развитие цветовосприятия, расширение представлений о цвете, игры-раскраски, игры на формирование представлений о природе, игры на ознакомление с музыкальными инструментами, с шедеврами классической музыки, с художественными произведениями, серия игр по интеграции музыкального и изобразительного творчества.
Например, в игре «Помоги лесным музыкантам», позволяющей закрепить знания воспитанников о русских народных музыкальных инструментах, мультипликационный персонаж Мудрая Сова, просит детей помочь «лесным музыкантам» (мышке, зайцу, лисе, волку, медведю) найти потерянные музыкальные инструменты. Звучит игра на определенном музыкальном инструменте, дети, должны выбрать на экране соответствующий звучанию музыкальный инструмент, посредством «клика» на него. При правильном ответе музыкальный инструмент сменяется изображением веселого смайлика и характерным звуковым сигналом, появляется персонаж, «играющий» на музыкальном инструменте. При неправильном ответе, музыкальный инструмент сменяется изображением грустного смайлика и характерным звуковым сигналом.
В интерактивной игре пазл «Собери Матрешку», направленную на закрепление знаний о цвете и названии цветов. Предварительно дети рассматривают особенности узора, цветовую гамму и при закрытии экрана собирают целую картину. Подобные игры развивают не только умение собирать целую картину из составных частей, но и зрительную память.
Детям очень интересно выполнять задания, по мере выполнения которых, с помощью звукового сигнала или изображения (анимации) происходит оценка правильности решения задания.
Таким образом, интерактивные игры обладают рядом преимуществ:
-информация в игровой форме, движения, звук, мультипликация вызывают у детей огромный интерес;
-образный тип информации понятен дошкольникам;
-проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении воспроизводятся любимыми персонажами с экрана;
-стимулируют познавательную активность детей;
-предоставляют возможность индивидуализации обучения;
-приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля, помогают развивать сосредоточенность, усидчивость, мелкую моторику рук.
Интерактивные игры можно использовать как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что интерактивные технологии в развитии дошкольников обладают большой информативностью, достоверностью, повышают наглядность обучения, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.
Применение интерактивных игр на занятиях художественно – эстетической направленности и в совместной деятельности педагогов с детьми способствует развитию творческих способностей воспитанников, повышению познавательной активности и положительной мотивации к овладению новыми знаниями, а также способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению эффективности педагогического труда.
Список литературы
Султанова Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 146-148.
Кудина Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ / Я. В. Кудина // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VI Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 131–134.