Елена Мазанова
Интерактивные игрушки как эффективное средство формирования познавательного интереса у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка является наиболее распространенным и традиционным культурным средством воспитания и развития детей, созданным взрослыми. Она, единственное, уже в ранних возрастах становится средством самостоятельной детской деятельности и задает зону ближайшего развития, обеспечивая переход от совместной с взрослым к индивидуальной деятельности ребенка. Игрушка выступает в роли помощника и посредника между ребёнком и миром, радует ребёнка, забавляет его, побуждает его мыслить, помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к искусству.
Публикация «Интерактивные игрушки как эффективное средство формирования познавательного интереса у детей 4–5 лет» размещена в разделах
Игрушки многогранны и очень разнообразны по своему содержанию. В игре ребенка происходят одновременно два важнейших процесса, в центре которых находится игрушка.
С одной стороны, взаимодействуя с игрушкой, ребенок выражает себя, свой опыт, свои знания и переживания, создает свои образы в действиях с ней. Игрушка является внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразной материальной опорой. Такое самовыражение можно рассматривать как форму игровой непроизвольной рефлексии, посредством которой ребенок начинает понимать себя и события своей жизни.
С другой стороны, любая игрушка всегда заряжена определенным духом времени, общества, в котором она создана. Игрушки, создаваемые взрослыми, всегда отражают мировоззрение взрослых, их идеологию, вкусы, моду, достижения технологии и прочее. Они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально–бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Кроме того, они имеют определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в культуру данного общества. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, предметы утвари, транспорт). Пользуясь игрушками, дети осваивают различные общественные модели поведения. Через игрушки дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, существующим в современном обществе. Ребенок не просто играет игрушкой, он играет с игрушкой как с партнером, сам создавая и одушевляя ее.
Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, забав игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.
Выделяют следующие требования к игрушкам :
– помогать решению воспитательных задач;
– активизировать активность детей;
– быть привлекательными, красивыми;
– соответствовать требованиям гигиены;
– не провоцировать на агрессию и насилие;
– быть полифункциональными;
– обладать ярко выраженными дидактическими свойствами;
– располагать к совместной деятельности.
Интерактивные игрушки – это развивающие игрушки нового поколения, которые общаются с ребёнком, помогают ему получать и усваивать новые знания. Дошкольникам такие «умные» игрушки помогут изучить основные формы и цвета, познакомят малышей с алфавитом и счётом. Детей постарше они заинтересуют процессом обучения в игровой форме. Эти игрушки могут иметь звуковые и световые эффекты, сенсорные датчики и уметь двигаться и являются полноценными участниками игровой деятельности.
Однако такие игрушки имеют несколько существенных минусов. Реакции игрушки, при всем их многообразии ограничены и упрощены в сравнении с реальной жизнью. Таким образом, грань между реальным и искусственным в сознании ребенка истончается, и реальная ситуация, требующая непривычным, нестандартным способом решить внезапно возникшую проблему, может повергнуть ребенка в растерянность и страх.
Полезными можно считать те из интерактивных игрушек, которые способствуют развитию навыков игры, становятся только почвой для детской фантазии, а не предлагают ребенку готовый стандартизированный сценарий. Через игру, фантазию ребенок адаптируется к действительности, учится осознавать себя, свое окружение, родных, близких, весь окружающий мир.
Применение интерактивных игрушек в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками делает непосредственную образовательную деятельность более наглядной и интересной, повышает уровень мотивации воспитанников, обогащают развивающую среду детского сада. Их использование позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально - аудиальные и условно-рефлекторные связи центральной нервной системы ребенка. Обучение дошкольников в процессе взаимодействия с интерактивными игрушками повышает познавательную активность, способствует формированию познавательного интереса и помогает решать поставленные задачи речевого развития, позволяет создать условия для формирования таких социально-значимых качеств личности как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества.