Ольга Ларькина
Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детстве,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний
малыш»
В. А. Сухомлинский.
Семья и детский сад это два наиболее важных и тесно взаимосвязанных института развития детей. Их воспитательные методы различны, но для общего разностороннего развития ребенка необходимо их синхронное взаимодействие.
Публикация «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном учреждение ребенок получает социальную адаптацию, приобретает навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, учится действовать самостоятельно. Но, то, как ребенок будет использовать эти навыки, зависит только от гармоничного взаимодействия семьи и детского сада.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально - экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.
Основные задачи, которые ставят воспитатели перед собой в своей работе это :
1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.
2. Приобщение родителей к жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.
3. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, города.
5. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы.
Для эффективности решения поставленных задач в практике работы с родителями мы используем разнообразные интерактивные формы.
Совместная творческая деятельность родителей и детей в создании макетов: «Наш участок в детском саду самый зеленый» и «Экологическая тропа в детском саду».
Родителям вместе с детьми предлагали придумать и оформить макет участка, при обязательном условии – на участке детского сада должно быть как можно больше разнообразных растений (цветов, кустарников, деревьев) безопасных для маленьких детей. Это подтолкнуло родителей к поиску информации в разных источниках о видах растений, условиях их выращивания, что способствовало повышению родительской компетентности в вопросах экологической культуры. По результатам совместной деятельности инициативной группой, в которую вошли заведующая ДОУ, воспитатели, методист и представитель родительской общественности группы, был выбран лучший макет, отвечающий всем требованиям.
Озеленение участка, обустройство «Экологической тропы»
Каждая семья приняла участие в воплощении макета. Одни родители принесли саженцы, другие садовый инструмент, при участии детей все вместе хорошо потрудились – участок детского сада преобразовался.
Изготовление родителями, педагогами и детьми буклетов о животных, гербария растений
Для расширения кругозора дошкольников предложили родителям вместе с детьми оформить небольшую, яркую, информационную книжечку о каком-либо животном нашего края. В буклете располагается в произвольной форме краткая информация о животном : где живет, чем питается, его повадки, его внешний вид, детеныши, польза в природе. На летние каникулы всем семьям дали задание - засушить и оформить гербарий любого растения. В конце лета дети принесли свои работы, и каждый рассказал о том, что узнал о растении. В результате развивающая среда группы пополнилась коллекцией гербариев.
Акции добрых дел «Сделай город чистым», «Забота о животных»
Регулярно дети, родители и педагоги являются активными организаторами и участниками городских акций по очистке улиц, парков, лесов, водоемов от мусора. Это способствует приобщению всех участников образовательного процесса к бережному отношению к окружающей среде, любви и заботе о нашем городе.
Семейные интеллектуальные и творческие конкурсы «Умники и умницы», «Экологический КВН»
При проведении этих конкурсов дети и родители показывают и применяют свои знания о цветочном, растительном и животном мире. Увлекательная форма проведения повышает интерес и желание участвовать в мероприятиях детского сада.
Тематическая неделя для детей и родителей «Юные исследователи»
В рамках тематической недели родители имеют возможность прийти в детский сад и увидеть как дети в лаборатории неживой природы под названием «Хочу всё знать!» с удовольствием играют в «исследователей» : узнают, что вода удивительное вещество (может быть и прозрачной и цветной, принимать форму того сосуда в котором находится, песок в сухом состоянии сыпучий, а из влажного можно лепить, камень тонет, лист дерева имеет прожилки, исследуют воздух и его свойства и многое, многое другое, а родители пополняют материал, и радуются новым открытиям детей.
Ауди- и видеотека со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).
Родители с удовольствием принимают участие в пополнении и обновлении ауди- и видеотеки. Прослушивание и просматривание материала даёт возможность ребёнку самостоятельно открывать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов у ребёнка активизируются мыслительные процессы, развивается речь, обогащается память. Следствие этого - обогащение умственных приёмов и операций.
Выставки рисунков, совместных поделок родителей и детей на темы : «Наши питомцы», «Жизнь в лесу», «Первоцветы», «Лесные и домашние звери», «Мое любимое комнатное растение», «Эти забавные зверюшки», «Огород на окне», «Дары лета» и др.
При организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию учитывали педагогические принципы: возрастные особенности детей; доступность для понимания, как детям, так и взрослым; наглядность; сезонность; последовательность.
Таким образом, проводимая работа, позволяет повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах экологии и экологического воспитания детей – 83 % родителей активно посещают мероприятия, проводимые в детском саду; улучшились взаимоотношения детей и взрослых – 2 семьи из семей, находящихся в социально опасном положении перешли в категорию семей «норма»; 100 % родителей вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, что улучшает эмоциональное самочувствие детей, обогащается воспитательный опыт.
Литература:
1. Грехова Л. И. «В союзе с природой», «Сервисшкола», М., 2003;
2. Маркова Т. А. «Детский сад и семья», «Просвещение», М., 1986;
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», «Пед. университет 1 сентября», М., 2006;
4. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», М., 2011;
5. «Экологическое воспитание в системе дошкольного образования» Материалы краевой научно-практической конференции, П., 2007;
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660 – 10
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"