Ольга Рогачева
Интерактивная площадка. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
КУЛЬМИНАЦИОННОЕ СОБЫТИЕ МЕСЯЦА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Головащенко Е. В.
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 99 «Капелька» г. Тольятти
Рогачева О. С.
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 99 «Капелька» г. Тольятти
ФГОС дошкольного образования выделяет одну из основных задач – создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса и решение этой задачи требует создания принципиально новых условий их взаимодействия [3, с. 3]. В течение 2017-2018 учебного года наш детский сад реализовал примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Мозаика» в рамках федеральной экспериментальной площадки «Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста». Особенностью данной программы является обеспечение разновозрастного общения в организации воспитательно – образовательного процесса. И главной задачей программы «Мозаика» является развитие у ребенка способности к самореализацию установлению устойчивых гармоничных отношений с детьми разного возраста [2, с. 6 ].
Публикация «Интерактивная площадка, Опыт работы» размещена в разделах
Для того чтобы понять и глубоко осмыслить суть разновозрастного общения, мы изучили его преимущества перед одновозрастным общением дошкольников и тщательно разобрали модели сотрудничества в группе дошкольников разного возраста. [4, с. 35 – 36]
Объединив детей разного возраста в деятельности, мы дали им возможность получить качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений, так как ребенок имеет возможность не только наблюдать, но и быть активным участником разных моделей межличностного взаимодействия. Это позволило дошкольникам разного возраста научиться понимать и принимать другого, в независимости от возраста оппонента, а в дальнейшем вступать в контакт с новыми социальными группами.
Схема 1. Механизм межличностного взаимоотношения дошкольников
Программа «Мозаика» ориентирует педагогов на создание следующих психолого-педагогических условий, таких как:
• личностно - ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
• полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
• активные методы взаимодействия с семьей, особенностью которых является проявление инициативы и самостоятельности всеми субъектами процесса;
На практике мы убедились, что участие семьи одно из важнейших условий реализации Программы, в которой «родитель – главное лицо в воспитании и образовании своего ребенка». Решение воспитательно-образовательных задач успешно только при условии, если педагоги и родители являются равноправными партнерами, проявляют единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Взаимодействие с родителями мы рассматривали в двух направлениях:
• родитель – участник, организатор мероприятий, помощник в группе;
• родитель, как и педагог на равных разделяет ответственность за принятиерешений относительно развития ребенка.
Основу планирования в Программе «Мозаика» составляет комплексно-тематический подход. В конце каждого месяца педагоги проводят кульминационное событие, которое объединяет все виды детской деятельности и обобщает усвоенные знания и умения, полученные детьми в течение месяца. Оно проходит с использованием различных интегрированных форм совместной образовательной деятельности: литературная или музыкальная гостиная, праздник, тематическое развлечение, соревнование, туристический поход, встреча с интересным человеком и др. Кульминационные события в детском саду проходят с участием родителей воспитанников.
Занимаясь вопросами позитивной социализации дошкольников в рамках работы экспериментальной площадки, педагоги детского сада активно использовали разновозрастные объединения детей в различных видах детской деятельности, в том числе в ходе кульминационных событий. Одной из эффективных педагогических находок для воспитателей детского сада стала такая организационная форма проведения кульминационного события, как интерактивная площадка – одна из интегрированных форм совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей, основанная на свободном выборе деятельности и сотрудничестве.
Основная цель в работе с детьми – создание условий для овладения дошкольниками практическими навыками разновозрастного взаимодействия, позволяющая решать педагогу задачи воспитания. Основная цель в работе с родителями - овладение практическими умениями и навыками в организации взаимодействия детей разного возраста, что может быть использовано ими в семейном воспитании, а также освоение практическими приемами работы с детьми для всестороннего развития ребенка.
Пространство площадки разделено на несколько центров активности, мы назвали их «островками активности», каждым из которых руководит педагог – мастер. Обстановку на «островках активности» создавали таким образом, чтобы предоставить родителям и детям право выбора деятельности, поэтому все пространство площадки делили на несколько «островков». Педагоги – мастера - организовали на «островках активности» совместную деятельность с родителями и воспитанниками, демонстрируя приемы работы в определенном виде деятельности.
Как любая организованная форма работы, процесс подготовки к мероприятию и его проведение происходил поэтапно:
1 этап «Подготовительный».
• Изучили потребности, интересы, выбрали возрастные группы и их сочетание, определили виды деятельности участников в соответствии с темой кульминационного мероприятия;
• разработали перечень и содержание работы с детьми на «островках активности» (с учетом видов деятельности и темы);
• провели консультации для педагогов и родителей по вопросам организации взаимодействия с детьми на интерактивной площадке, содержания деятельности на «островках активности»;
• информировали детей и родителей о работе интерактивной площадки : ее сроках и тематике в виде афиш, пригласительных билетов, объявлений на информационных стендах в групповых помещениях, холлах детского сада, на сайте;
• подготовили оборудование и оформление «островков активности» (с учетом видов детской деятельности и тематики);
• подготовили места для презентации продуктов детской деятельности по итогам работы интерактивной площадки (при их наличии).
2 этап «Практический».
Провели работу с детьми и родителями на «островках активности», организованную педагогами – мастерами.
Возрастные группы были объединены следующим образом:
1 подгруппа – дети 2 младшей группы (3-4 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет);
2 подгруппа – дети старшей группы (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет).
На площадке работали следующие «островки активности» :
• «Новогодняя игрушка» мини – музей (из истории новогодней игрушки) – познавательная и игровая деятельность;
• «Волшебство изо льда» опыт со льдом - познавательно – исследовательская деятельность;
• «Наш веселый снеговик» - игровая и двигательная деятельность;
• «Юные дизайнеры» - продуктивная деятельность.
3 этап «Рефлексивный».
• Оценили востребованность и интерес к содержанию деятельности на «островках активности».
Результатом деятельности детей и взрослых в ходе кульминационного события на интерактивной площадке стало :
• вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, что позволило им овладевать способами практического осуществления различных видов деятельности с детьми разного возраста, осознать свою значимость в процессе развития ребенка и приобрести новый опыт семейного воспитания;
• позитивная социализация детей разного возраста, овладение ими различными моделями сотрудничества;
• совершенствование профессиональной компетентности педагогов, участвующих в подготовке и проведении мероприятия, возрос их авторитет в глазах родителей;
• укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
• возможность освоения ребенком Программы в детском саду и в семье.
Необходимо отметить, что организовать деятельность дошкольников на интерактивной площадке нам помогло использование технологии формирования навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности (автор Л. С. Римашвская). [1, с. 47 - 50]. Мы полагаем, опираясь на опыт организации разновозрастного взаимодействия детей, что это создает основу для применения дошкольниками с 4 – х лет освоенных ими моделей сотрудничества.
• Совместно – индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или в подгруппе, каждый ребенок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата.
Схема 2. Совместно – индивидуальная модель сотрудничества
• Совместно – последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результата действия, выполненный одним ребенком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.
Схема 3. Совместно – последовательная модель сотрудничества
• Совместно – взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определенного опыта совместной работы, а с другой, открывает новые возможности в освоении умений планировать, координировать и оценивать как промежуточный, так и итоговый результат. Сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
Схема 3. Совместно – взаимодействующая модель сотрудничества
Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности проводимой работы на интерактивной площадке в вопросах позитивной социализации личности.
Список литературы:
1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. - метод. пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 224 с
2. Программа «Мозайка» https://мозаика-парк. рф/
3. ФГОС дошкольного образования https://fgos.ru/
4. Ясвин В. А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада, / В. А. Ясвин //. Образование и наука. - 2006. - № 5 - С. 27-33