Елена Сентемова
Интерактивная игра «Лиственные деревья» из серии «По лесным дорожкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная игра «Лиственные деревья» из серии «По лесным дорожкам»
Значение
Введение новых ФГОС к образованию требует пересмотреть традиционные формы и методы работы с воспитанниками имеющими статус ОВЗ. У детей с особыми образовательными потребностями имеются серьезные проблемы с развитием когнитивных процессов: мышления, памяти, пространственных представлений, восприятия, внимания и всех компонентов речи. Нередко у воспитанников наблюдается произвольная регуляция деятельности, повышенная утомляемость, а это требует поиска дополнительных путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с ними.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Современного ребенка очень сложно удивить обычными привычными нам традиционными средствами наглядности (игрушками, картинками, так как с раннего детства он включен в видеосреду. Интерактивная игра помогает разнообразить подачу материала.
Дозированное использование информационных технологий в совместной деятельности взрослых и детей может являться одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем, как в психическом, так и личностном развитии «особого» ребенка. Интерактивные технологии можно рассматривать и как средство, обеспечивающее индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.
Цель: преодоление нарушений в развитии.
Задачи:
- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
- овладение навыками работы с компьютером;
- получение знаний о новых явлениях и предметах окружающего мира;
- развитие когнитивных процессов;
- повышение уровня мотивации;
- развитие волевых качеств.
Применение
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных
технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными
методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Оценка эффективности
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей с задержкой психического развития. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.
Методика использования материалов
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Описание игры. Игровые правила
Игра «Лиственные деревья» состоит из двух частей:
1.«С какого дерева лист?», где ребёнок должен правильно подобрать лист к соответствующему дереву.
2. «Найди нужное», этот раздел игры имеет три уровня сложности (по количеству листьев на экране). Выбирается вариант, количество и задания к нему в зависимости от возможностей ребёнка.
*Выбери картинку, где нет:
а) кленового листа;
б) березового листа;
в) дубового листа;
г) рябинового листа.
* Выбери картинку, где:
а) березовый лист расположен между рябиновым и дубовым;
б) кленовый лист - справа от дубового;
в) рябиновый лист - слева от березового.
* Выбери картинку, где:
а) есть два дубовых листа;
б) есть два рябиновых листа и один кленовый;
в) березовый лист расположен между дубовыми.
* Выбери картинку, где:
а) первый и последний листья - рябиновые;
б) первый и последний листья - одинаковые;
в) все листья разные.
Играя в подобные интерактивные игры, дети расширяют свой кругозор, учатся анализировать, развивают внимание, память, волевую сферу.
Рекомендации по применению
В зависимости от возможности ребёнка задание упрощается или усложняется, взрослый оказывает дозированную помощь, мотивирует похвалой на правильное выполнение заданий, старается «натолкнуть» ребенка на осознание причины ошибки (если она имеется).
Важно соблюдать принципы использования интерактивных игр
- индивидуальный подход;
- сохранение здоровья ребенка;
- временной регламент согласно рекомендациям САНПИн (не более 10 минут);
- противопоказаниями к таким занятиям являются: сенсорная гиперсензитивность, нарушение зрения, частные противопоказания.
Описание технологической цепочки
Занятие с использованием интерактивной игры имеет свою структуру.
Организационный момент
*Ритуал-приветствия (создания эмоционального настроя и мотивационной
готовности к участию в работе);
*Кинезиологические упражнения (активизацию различных отделов коры головного
мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности ребёнка или
корректировать имеющиеся проблемы);
Основная часть
*Беседа «Лиственные деревья» (с использованием наглядности);
*Интерактивная игра «Лиственные деревья»;
*Зрительная гимнастика
Заключительная часть
*Раздаточный материал (листы на печатной основе) с заданием на закрепление
материала.
Подведение итога занятия
*Рефлексия (самоанализ деятельности и её результатов);
*Ритуал-прощания (завершение деятельности).
Возможности адаптации в ином организационном контексте
Данная игра разработана для детей с особыми образовательными потребностями для
использования на ПК или ноутбуке, но несомненно, что её можно адаптировать для работы на интерактивной доске, усложнить задания и использовать в образовательной деятельности с нормотипичными детьми (занятия, квесты, викторины, праздники и т. д., а также в работе с родителями и педагогами (гостиные, семинары-практикумы, педагогические лаборатории и пр.).
Описание опыта использования
При помощи редактора MicrosoftPowerPoint можно создавать развивающие интерактивные игры для решения множества коррекционных целей и задач. Особенностью таких игр является наличие особого алгоритма, который с помощью
системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры.
Данная интерактивная игра была разработана и использована в 2017-2018 учебном году. Она показали положительный результат. Конечно, что-то нуждалось в совершенствовании. Игра была доработана и в 2018-2019 учебном году активно использовалась в коррекционной работе с детьми с ЗПР.
Заключение
Результаты мониторинга эффективности использования материалов
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы. Итогом моей работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии. Планируемые результаты
работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с ЗПР и уровень освоения ими адаптированной образовательной программы.
Перспективы развития
- пополнение методической базы по использованию инновационных технологий по работе с детьми с ЗПР;
- организация более эффективного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей детей с ЗПР;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, внедрение педагогических инноваций в практику работы ДОУ;
- использование интерактивных игр в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с ЗПР;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию АОП для ребенка с ОВЗ.
Перспективы совершенствования материалов
Разработанная мной интерактивная игра, предназначенна для коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР, учитывает в первую очередь, закономерности и особенности их развития, а так же опирается на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.
К сожалению, с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению детей с ЗПР, а также с ТМНР. Что предполагает использование в работе с такими детьми различных методик коррекции, а следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Таким образом, работа по совершенствованию интерактивных игр продолжается.