Шульженко Анастасия Игоревна
Интерактивная игра для средней группы «Времена года»
▼ Скачать
Интерактивная игра для средней группы «Времена года»
МАДОУ 272
Воспитатель: Шульженко Анастасия Игоревна
«Четыре страницы природы»
Актуальность:
Для детей старшего дошкольного возраста необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра.
Публикация «Интерактивная игра для средней группы „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Она позволяет в привычной для данного возраста форме рассказать малышам об окружающем их мире, учит взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели.
Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает познавательный интерес к миру природы, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Цель:
Формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
Задачи:
• Закрепление знаний детей о характерных признаках времен года;
• Закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях;
• Формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
• Увеличение познавательной активности.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
Видеоролик «Четыре страницы природы», проектор, картинки с изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из картона, картинки с изображением деревьев, перелетных и зимующих птиц, животных, впадающих в зимнюю спячку, картинки с изображением первоцветов.
Ход ИГРЫ
1) Воспитатель: – Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4 интересные страницы…
2) ВИДЕОРОЛИК К УРОКУ
3) ОСЕНЬ
Первая станция «Осень»
Воспитатель загадывает загадку:
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель: – Какие признаки осени вы знаете?
(Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай)
4)ОСЕНЬ
Воспитатель: – Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
(Листопад).
Воспитатель: – А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.
(Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает участников встать в круг).
Физкультминутка Воспитатель:
Мы – листики осенние, На ветках мы сидим.
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Тихо полетели на свои стульчики.
Воспитатель:
– Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас стоят. ( Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза)
Воспитатель:
– Молодцы, ребята! Справились с заданием!
5) ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Игра «Зимующие – перелетные»
Воспитатель:
– Важная примета осени – перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.
– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь. – Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.
Воспитатель:
Воспитатель называет птицу – дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик). (Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь)
6) ЗВЕРИ МЕНЯЮТ ШУБКИ
Воспитатель:
– Как звери готовятся к зиме? (Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)
7) ЗВЕРИ МЕНЯЮТ ШУБКИ
Воспитатель:
– Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой? (Заяц, белка).
– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень.
8) СОЙКА
Воспитатель:
– Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.
9) ЗИМА
Вторая Станция «Зима»
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
10) ЗИМА
Воспитатель:
– Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете?
(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).
11) ЗВЕРИ, ВПАДАЮЩИЕ ЗИМОЙ В СПЯЧКУ
Воспитатель: – Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка.
– Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.
– Но зима заканчивается, и начинается новое время года.
12) ВЕСНА
Станция третья «Весна»
Воспитатель загадывает загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
(Весной)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде) Воспитатель:
– Какие признаки весны вы знаете?
(Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы).
– Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, (круговые движения головой,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
13) ВЕСНА
Физкультминутка «Медвежата»
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед).
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо,
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху,
Вот так, вот так лапы выше поднимали!
Воспитатель:
– Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название – первоцветы.
– Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница, чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Эти строки из стихотворения известного русского поэта
Константина Симонова учат нас бережно относиться к прекрасным цветам
14) ПЕРВОЦВЕТЫ
Воспитатель:
– Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и наступило новое время года, отгадайте, какое?
Воспитатель:
– А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки лета, которые вы знаете:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна
– Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).
15) ЛЕТО
Воспитатель загадывает загадку:
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться …
(Лето)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
16) ЯГОДЫ
Воспитатель:
– Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды? (Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)
Воспитатель :
– Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы сегодня узнали?
Список литературы
1. Атеева, Т. Г. Срез фенологических знаний у дошкольников / Т. Г. Атеева, Ю. А. Атеева, А. Г. Орлова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 95-98.
2. Кривошеева. М. А «Экологические экскурсии в школе». Издательский центр «Март»,2005г. Москва.
3. Перекатьева О. В. «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры». Издательство «Феникс», 2002 г. Ростов-на-Дону, переулок Соборный, 17.
Интернет-источники :
https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv127.htm https://multi-mama.ru/zagadki-pro-osen/ https://lifeo.ru/pereletnye-pticy-kartinki-s-nazvaniyami-i-opisaniyami/ https://razvivashka.online/poznavatelnoe/priznaki-zimy-dlya-detey). https://multi-mama.ru/zagadki-pro-vesnu/ https://urok.1sept.ru/статьи/557255/ https://урок. рф/library/zanyatie_na_temu_vremena_goda_062400.html