Инна Копаницкая
Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОО групп компенсирующей и комбинированной направленности, родителей, воспитывающих детей с ОВЗ).
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.
Публикация «Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ» размещена в разделах
Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность обучения. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это дает возможность для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения. Познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление. Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов. Таким образом, удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности, а также повысить темпы обучения. Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.
- Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
- Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса.
Одним из приёмов интенсификации процесса обучения может служить «гимнастика мозга», разработанная психологом Полом И. Деннисоном.
«Гимнастика мозга» - это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, дополненные разработками нейропсихологов. «ГМ» снимает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.
«Гимнастика мозга» помогает осуществлять следующие задачи:
• Оптимизация деятельности мозга.
• Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
• Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
• Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
• Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
• Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.
• Восстановление работоспособности и продуктивности.
• Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
• Формирование абстрактного мышления.
Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Помимо «ГМ», эффективно будет использовать упражнения с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению, освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на развитие психических процессов дошкольников. Игры с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы можно взять из книги «Мяч и речь» Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.
Материал для создания буклета «Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ».
Одним из методов интенсификации обучения у детей с ОВЗ являются игры с мячом. Они известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Последние три года, углубленно работая в этом направле-нии, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с ОВЗ : они освобождают детей от утомительной, неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Все это является необходимыми предпосылками для выработки у детей правильных учебных навыков. Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы в Вашей работе.
«Ну – ка мяч скорей бросай и животных называй»
Игра с мячом «Я знаю три названия животных» (цветов и т. д.
Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Игра с мячом «Кто как разговаривает»
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Игра с мячом «Скажи ласково»
Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Игра «Тихо — громко»
Игра «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова»
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков — называй»
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
В настоящее время у детей наблюдаются массовое недоразвитие зубочелюстной системы, причиной которого являются издержки семейного воспитания (когда дети долгое время пьют из бутылочки, едят перетёртую пищу и т. д.). Это может привести к задержке развития ребёнка. В последнее время в коррекционной работе вместе с артикуляционной гимнастикой мы стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет.
Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.
3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.
4. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое небо - в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.
5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.
6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»).
Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта. Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.
2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.
6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.
7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
И. М. Сеченов: «Всякое ощущение по природе смешанное, к нему обязательно примешивается мышечное, которое по природе является более сильным».
Активная артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е. Ф.) -это система упражнений для органов артикуляции. Цель активной гимнастики — улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений. Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.
Использование приемов тактильно-кинестетической стимуляции для автоматизации звуков по методике Архиповой Е. Ф. Основой данной методики является включение пальцевых упражнений, выполняемых на колючем коврике.