Марина Лобанова
Интеллектуальные игры В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Автор: Лобанова Марина Николаевна, воспитатель ВКК
Целевая аудитория: воспитатели детских садов, родители дошкольников
Технология: мастер-класс
«Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими,
присуща лишь душе возвышенной
и сильной»
Мишель Монтень.
Инженер – физик В. В. Воскобович
Актуальность
Публикация «Интеллектуальные игры В, В, Воскобовича в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Темочки
В современном мире, наряду с развитием экономики и науки, с увеличением объёма знаний в различных областях, детский сад призван помочь детям в усвоении элементарных знаний на достойном уровне, с использованием новых техник и технологий. Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
На нашем мастер-классе мы окунёмся в мир игры и определим, какие игры нужны в детском саду, для чего и как мы можем их использовать, чтобы наши дети получили от нас достойное образование и воспитание. Применение развивающей технологии В. В. Воскобовича решает следующие задачи:
Эффективное развитие всех психических процессов дошкольного возраста;
Раннее творческое развитие детей;
Игровое обучение, развивающие дидактические игры делают обучение интересным и познавательным.
Именно по этому, данная технология помогает найти способы создания условий для реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Цель.
Создание условий для повышения профессиональной компетентности участников мастер - класса в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста через игровые технологии.
Задачи.
Сформировать представление о возможностях применения игр
В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ.
Развивать творческую активность педагогов при изготовлении игрового планшета на основе пособия «Геоконт» В. В. Воскобовича.
Показать методы и приемы работы для развития познавательной активности дошкольников с использованием пособия «Геоконт» В. В. Воскобовича.
Оснащение.
На всех участников мастер-класса деревянные доски 20 на 20 см., наборы банковских резинок разного цвета, линейки, простые карандаши, силовые кнопки, на каждый стол многофункциональный клей «Жидкие гвозди»,
молоток (рис. 1). Рисунок 1
Предполагается, что в процессе работы участники мастер-класса своими руками изготовят «планшет», освоят игровые действия с ним.
Продуктом мастер-класса можно будет считать «игровой планшет».
Представление технологии.
Как воспитатель 3-х летних непосед, я нахожусь в постоянном поиске ответа на вопрос: как максимально полно развить и открыть потенциал ребенка, но при этом не лишить его детства? Большинство современных игрушек являются одноразовыми и бесполезными, они быстро надоедают ребёнку и оказываются пустой тратой денег. Среди большого числа развивающих методик, изученных мною, приятной неожиданностью стало подробное знакомство с авторской методикой Вячеслава Воскобовича. Созданные им игры помогают не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствовали их полноценному развитию. Эти игры имеют большой творческий, образовательный и коррекционный потенциал. Сегодня большая часть психологов и педагогов отдает предпочтение именно этим играм, создавая, таким образом, особое развивающее игровое пространство для детей.
Сегодня методика В. В. Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет универсальное, творческое, многофункциональное пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым, способствуя в то же время развитию логики, мышления, памяти, тренируют мелкую моторику. Выполнение необычных заданий заставляет ребёнка включать воображение и креативность. Все игры В. В. Воскобовича разработаны на следующих принципах:
Интерес;
Познание;
творчество.
Практическая часть.
Есть хороший анекдот. «Вы умеете играть на скрипке?» - «Не знаю, не пробовал». Можно ли рассказать о развивающих играх Воскобовича без самих игр? И да, и нет. Чтобы понять игру, в нее надо играть. А с другой стороны, надо понимать, во имя чего надо в нее надо играть.
Итак, на рисунке (рис. 2) показано, как выглядит
рисунок 2 авторская игра В. В. Воскобовича.
Сегодня я поделюсь с вами, во что и как играют дети в нашем детском саду.
Это многофункциональное пособие, изготовленное руками воспитателей самостоятельно на основе игры «Геоконт» В. В. Воскобовича.
Планшет представляет собой деревянную дощечку 20 на 20см. (это может быть и обычная разделочная доска) с расположенными на ней цветными силовыми кнопками.
В начале, с помощью линейки и карандаша, намечаем места, где будут располагаться силовые кнопки. Кнопки размещаем на доске друг от друга на расстояние 5 см, закрепляем их следующим способом: для прочности обмакиваем кнопки в клей и с помощью молотка вбиваем их в деревянную поверхность (рис. 3). Рисунок 3
Планшет готов (рис. 4! А к нему в комплект вы можете подобрать самые разнообразные цветные резинки : банковские, а так же различные модели машинок, человечков, макеты домов, дорожные знаки…
Рисунок 4
Всем известно, что игровая деятельность в "зоне ближайшего развития" ребенка создает благодатную почву для его интенсивного интеллектуального развития. Если у вас дети младшего дошкольного возраста, предложите для начала просто надевать резинки на кнопки, сортировать их по цветам. В старшем возрасте задачи, конечно же, усложняются.
Давайте поиграем!
Я вам предлагаю для начала взять одну резинку и попробовать растянуть ее на прикрепленных к доске кнопках (участники растягивают резинки).
Так же вы можете использовать не одну, а две, три резинки, да еще и разного цвета, это позволяет ребенку проявить свою фантазию. Проявите и вы, уважаемые участники свою фантазию, выложите любую фигуру.
Для закрепления математических представлений, вы можете предложить ребенку выложить геометрическую фигуру или цифру (рис5).
Уважаемые участники, выложите, пожалуйста,
на своих планшетах треугольник. рисунок 5
Обратите внимание, что фигура всегда получится ровная, а ребенок испытает положительные эмоции. Получилось? Молодцы!
Далее задание усложняется. Изобразите квадрат красного цвета, ромб желтого цвета, а прямоугольник зеленого цвета (рис. 6). Закрепление основных цветов проходит непосредственно в игре.
Рисунок 6
Еще один способ взаимодействия математического планшета – это выполнение задания по образцу. Например, слева на своем планшете вы можете выложить простую геометрическую форму, букву, цифру или какой – либо предмет, а затем попросить ребенка её повторить (рис. 7).
Такая игра способствует развитию таких качеств, как внимание, память, мышление, усидчивость.
Спектр использования игрового планшета очень широк. Рисунок 7
Например, я рассказываю сказочную историю, а малыши изображают это на планшете. «На лесной полянке в маленьком домике жили - были два веселых друга квадрат и треугольник. Жили они очень весело. Летом ходили купаться на речку, которая протекала рядом с домиком. Но вот наступила зима, и наши друзья решили написать письмо Деду Морозу. Дед Мороз прочитал письмо и послал друзьям большую зелёную елку. Весёлый получился праздник».
А что вы изобразили на своих планшетах? Участники мастер-класса рассказывают и показывают, что у них получилось. (рис. 8).
(домик, квадрат, треугольник, река, снежинка, письмо, елка)
Рисунок 8
Планшет может превратиться и в лабиринт, и в макет. Например, знакомим детей с правилами дорожного движения. При помощи резинок выкладываем дорогу, расставляем пешеходные переходы и играем с машинками и различными мелкими игрушками.
А теперь, уважаемые участники, сочините свою сказочную историю
и нарисуйте ее с помощью резинок.
Посмотрите, что получилось у наших участников. Расскажите, какая у вас история.
(Участники мастер-класса рассказывают свои истории.)
Такая нехитрая манипуляция с резинками развивает мыслительные, сенсорные и познавательные способности.
Новизной данной работы считается тот факт, что современные интерактивные игрушки быстро надоедают детям, а «игровой планшет», изготовленный в процессе мастер-класса, не потеряет своей привлекательности и со временем. Для того чтобы увлечь ребенка игрой, не нужно педагогическое образование. Достаточно для начала просто оставить игру на видном месте, и малыш сам начнет интересоваться ею. Игра очень гибкая, многофункциональная и не обязательно четко следовать инструкциям.
Рефлексия.
Для подведения итогов мастер-класса мы воспользуемся упражнением «Плюс-минус-интересно».
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
П М И
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на мастер-классе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению участника, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на мастер-классе, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению участника, оказалась для него не нужной и бесполезной. В графу «И» - «интересно» участники вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мастер-классе, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к руководителю мастер-класса и передают свои таблицы. Руководитель мастер-класса отвечает на вопросы участников.
Пробуйте и развивайте своих воспитанников. Удивляйтесь сами и удивляйте детей. Ведь, игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, ребенок развивается, познает мир, людей, а задача педагогов ДОУ – руководить игрой так, чтобы воспитать свойства личности, имеющие наибольшее значение для последующего учения в школе.
Я надеюсь, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в вашей дальнейшей работе.
Математический планшет Игровой планшет
В. В. Воскобовича «Геоконт» Продукт мастер-класса
«Игры детей — вовсе не игры,
и правильнее смотреть на них
как на самое значительное и
глубокомысленное занятие
этого возраста».
М. Монтень.