Любовь Ишанина
Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3–6-ти лет в условиях совместного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6-ти лет в условиях совместного образования»
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путем чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе детей с различными стартовыми возможностями в условиях совместного образования. Логические блоки Дьенеша представляют комплект геометрических фигур, предназначенных для развития логического мышления детей дошкольного возраста. Они позволяют развивать представление о множестве, формировать представление о математических понятиях, знакомить с формой, цветом, толщиной, размером объекта, развивать пространственное представление.
Публикация «Программа кружка „Интеллектуальные игры для дошкольников 3–6-ти лет в условиях совместного образования“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей с различными стартовыми возможностями. В ходе игр с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, игр «Сложи квадрат» и «Сложи узор» у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что, в свою очередь, способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно-действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Цели и задачи занятий с использованием интеллектуальных игр с детьми от3-х до4-х лет, а также детей «группы риска» более старшего возраста.
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Обучающие задачи: познакомить детей с оттенками (розовый,голубой,фиолетовый,вишневый); формировать умение следовать устным инструкциям; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,высота,длина, длиннее-короче, больше-меньше, выше-ниже, толще-тоньше; совершенствовать развитие тонкой моторики и глазомера
Развивающие задачи: развивать у детей мыслительные операции: сравнение, классификацию, обобщение; познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение; развивать творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию; развивать навыки цветоощущения и навыки классификации.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к интеллектуальным играм в ходе совмествной деятельности с детьми с различными навыками игровой деятельности; воспитывать у детей кооперативные действия, взаимопомощь и желание оказывать помощь тем, ктоне может самостоятельно справиться с игровой задачей; формировать стремление доводить дело до конца, воспитывать аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Принципы, лежащие в основе предлагаемых занятий с дидактическим материалом: доступность (соответствие возрастным и индивидуально-типологтческим особенностям детей); наглядность (наличие дидактических материалов);демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей, исходя из стартовых возможностей каждого ребенка); научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы для образовательной деятельности с детьми с разными стартовыми возможностями).
Цели и задачи занятий с использованием интеллектуальных игр с детьми от 4-х до 6-ти лет, а также детей «группы риска» более старшего возраста.
Цель: Формировать познавательные способности детей дошкольного возраста с 4-х до6-ти лет на основе развития логических структур мышления в комфортной для детей с разными стартовыми возможностями среде в условиях совместного образования.
Обучающие задачи: формировать и закреплять умения следовать устным инструкциям (дети с высоким уровнем интеллектуального развития, действовать по образцу, предлагаемому взрослым или детьми (дети с ограниченными возможностями здоровья); формировать и закреплять зания детей об основных геометрических понятиях: круг,квадрат, теругольник,четырехугольник,угол,ст орона,высота,длина, длиннее-короче, больше-меньше, выше-ниже, толще-тоньше;
Развивающие задачи: развивать у детей мыслительные операции (анализ. Сравнение, классификация, обобщение); развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение); формировать сенсорно-перцептивную сферу детей; развивать их творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию; формировать навыки классификации и цветоощущений.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей с разными стартовыми возможностями интерес к совместным интеллектуальным ; формировать стремление детей доводить дело до конца, воспитывать аккуратность, усидчивость, целеустремленность и желание помогать тем детям, кому трудно справиться с игровой задачей.
Принципы, лежащие в основе предлагаемых занятий с дидактическим материалом те же, что и с детьми более раннего возраста.
Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6 лет с разными стартовыми возможностями в условиях совместного образования» составлена так, что позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать, учить детей взаимодействовать, оказывать друг другу посильную помощь во время игры с такими материалами, как цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры «Сложи узор» и «Сложи квадрат».
На занятиях кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.)
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности); частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: фронтальный (одновременно со всей подгруппой); индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); групповой (работа в парах детей с различным уровнем интеллектуального и речевого развития); индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем с детьми, требующими помощи и детализации игровых заданий).
Данные формы включают : развивающие игры логико-математического содержания; самостоятельную деятельность детей; рассматривание картинки и беседу по ней; раскрашивание «умной» картинки; использование литературных текстов.
Техническое оснащение занятий. Для игровых занятий необходимо иметь: «наборы палочек Кюизенера»; «блоки Дьенеша»; игры «Сложи узор» и «Сложи квадрат»; схемы для накладывания палочек при составлении трудных иллюстраций; схемы для составления изображений с помощью блоков Дьенеша» схемы для выкладывания узоров; игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Счетные палочки»; мнемотаблицы и многое другое.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия. Она представлена ниже.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей с различными стартовыми возможностями, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
Основное содержание занятия – изучение нового материала. Оно включает игры и упражнения, направленные на решение задач данного занятия.
Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра – раскрашивание «умной»картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием работы и служат стимулом для ее продолжения.
Список литературы
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детских садах -СПб. ,2003.
2. Носова Е. А., Непомнящая Р,Л, Логика и математика для дошкольников –СПб. ,2002.