Мария Иванова
Интеллектуальные игры и их задачи в работе с одаренными детьми
▼ Скачать +Заказ
Одаренные дети оказываются ярче всего в таких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творчества (креативности, коммуникации и лидерстве, в различных видах деятельности и двигательной сфере.
Чтобы дети успешно учились в школе, необходимо формировать у них познавательный интерес еще в детском саду. Проведение интеллектуальных игр способствует применению дошкольниками своих знаний о различных предметах, явлениях, дети могут сполна проявить эрудицию. Ведь обычно в таких играх участники должны отвечать на вопросы из разных областей знаний.
Публикация «Интеллектуальные игры и их задачи в работе с одаренными детьми» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Потребности дошкольников в рамках традиционных занятий не всегда могут быть удовлетворены из-за разного уровня развития сверстников. Поэтому работа с одаренными или просто способными детьми может приобретать разные формы.
Игра-самое любимое занятие детей. Интеллектуальная игра – это вид игры, который базируется на применении участниками своего интеллекта и эрудиции. Именно в данном виде учебной деятельности проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Интеллектуальная игра способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и лаконично излагать свои мысли, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для детей ситуации. Среди интеллектуальных игр : кроссворды, ребусы, загадки, метаграммы, анаграммы, шарады, чайнворды, шашки, шахматы, «Танграм», «Волшебные палочки», «кубик Рубика», чудо-змейка, головоломки, лабиринты, компьютерные игры и др.
Интеллектуальные игры которые можно использовать в своей работе : командные и индивидуальные. Особенностью командных интеллектуальных игр является то, что дети не только демонстрируют свои знания, но и учатся сотрудничать, достигать общей цели, поддерживать друг друга. Среди командных игр, которые можно проводить с детьми : «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Математический марафон», «Логический квест». Задания к командным интеллектуальным играм составляют вопросы на логику, смекалку, внимание.
Во время индивидуальных игр, в которых каждый играет сам за себя, дети могут проявлять инициативу, демонстрировать свои знания и умения, а затем гордиться своими достижениями.
Заслуживает внимания и такая разновидность интеллектуальных игр, как настольно-печатные. Такие игры ярко оформлены и направлены на развитие: логического мышления — «Угадай быстро», «Реши задачи»; внимания — «Лабиринт»; памяти — «Головоноги», «Бим-Бам»; смекалки — «Необычная викторина» и тому подобное. Популярными являются игры на карточках. Их можно использовать по-разному, они не занимают много места и позволяют детям играть без участия взрослого.
Итак, интеллектуальные игры для детей должны решать такие основных задач :
1. Игра должна быть, прежде всего, интересной, увлекательной, воспитывать в ребенке дух соперничества, учить не бояться конкуренции, развивать детский энтузиазм.
2. Игра не должна быть слишком сложной, чтобы ребенок не утратил любопытства, как и слишком легкой, на которую ребенок может обратить внимание. Она должна быть с оптимальным уровнем сложности.
3. Должно обеспечивать мылительную, познавательную активность ребенка, формировать основу адаптации ребенка к сосуществованию в детском коллективе.
4. Игра должна быть наградой для ребенка, интересным моментом в жизни, а не наказанием. Чтобы избежать подобных ассоциаций, ребенок должен чувствовать, что его старания замечают другие, хвалят его умения и не ругают за ошибки или поражение.
5. Законы интеллектуальной игры должны строиться по принципу: минимум зрителей – максимум задействованных.
Но, чтобы играть ребенку было интересно и полезно, надо учитывать возраст ребенка, особенности его развития и эмоциональное состояние.
Интеллектуальные игры объединяет одна общая черта: они призваны всесторонне развивать детей, направлять в желаемое русло формирование их мировоззрения. Каждая интеллектуальная игра несет в себе глубокую смысловую нагрузку и имеет конкретно определенную цель, путь к которой лежит через выполнение задач, поставленных перед ребенком в игре. Эти задания отличаются разнообразием, постепенно усложняются, периодически повторяются в другой игре и хорошо выполняются детьми, в связи с чем достигается необходимая последовательность в усилении влияния на развитие умственных и физических способностей детей.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, формируется сообразительность.