Каюмова Анна Михайловна
Интеллектуальные игры для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальные игры для младших дошкольников
Восприятие ребенка в младшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, так как ребенок выделяет в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Поэтому основная задача взрослого - правильно называть признаки и действия предметов, при непосредственном их соотношении и сравнении по форме, величине, цвету. Игровая деятельность является благоприятным средством реализации данной задачи.
Игра «Что катиться?»
Цель: развитие у детей восприятия формы предметов.
Публикация «Интеллектуальные игры для младших дошкольников» размещена в разделах
Описание игры: Организуйте веселое соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Наверное, вначале детям будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб они поймут, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будут стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малышей, почему они предпочитают шарик, и постарайтесь вместе с ними сделать вывод: «Шарик катится, а кубик – нет». Обратите внимание детей на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите и малышей рисовать их.
Игра «Сделай узор»
Цель: учить детей выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур. Развивать восприятие формы, умение анализировать расположение предметов в пространстве.
Описание игры: Сделайте аппликацию-образец, на который каждый ребенок группы сможет ориентироваться. Пусть это будут салфетки, и вы подарите их малышам. А салфетку с точно таким же узором захочет получить от них в подарок мишка. Чтобы дети смогли ее сделать, предложите им бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера, причем важно, чтобы в одном орнаменте присутствовало немного разных фигур. Например, в середине листа - круг, а по углам - треугольники. Чтобы облегчить детям выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему надо будет туда положить. Обязательно рассмотрите с детьми образец, дайте им обвести пальцем края каждой фигуры; пусть они, если смогут, назовут формы и опишут словами расположение фигур (а не смогут - помогите им в этом). Только теперь можно переходить к составлению орнамента.
Комментарий: Можно придумывать и более сложные образцы, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента будут разложены по местам, их нужно приклеить. Теперь, когда салфетка готова, ее можно торжественно подарить. Пусть мишка поблагодарит каждого малыша.
Игра «Сверни ленту»
Цель: Развивать у детей восприятие размера предметов (длиннее, короче).
Описание игры: Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (карандаши). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание детей на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть дети сами догадаются о причине неудач того соревнующегося, чья лента была длиннее. Вы увидите, что после этого они сразу станут обращать внимание на длину ленты, которую берут!
Игра «Спрячь мышку»
Цель: Развивать у детей восприятие цвета предметов.
Описание игры: Сделайте большие прямоугольники тех же цветов, что и шары в предыдущей игре. В середине каждого прямоугольника вырежьте дырочку, а снизу подклейте белый лист с нарисованной на нем мышкой - она будет выглядывать из окошка своего домика. Цветные квадраты побольше окошек будут дверцами. Покажите малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту. Чтобы спрятать каждую мышку, надо закрыть окошко дверцей того же цвета, что и домик, - тогда кошка не заметит окна. Дайте ребенку время спрятать мышек, пока кошка спит, и только потом выпускайте ее на охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберет у малыша мышку. Но если вы боитесь, что это слишком расстроит ребенка, лучше помогите ему исправить ошибку.
Игра «Воздушные шары»
Цель: Учить детей подбирать одинаковые цвета.
Описание игры: Чтобы малышы научились обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить им игру в «воздушные шары». Предварительно нужно вырезать из цветной бумаги круги и узкие полоски шести-семи разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги). Наклеить полоски на картон. Эти полоски будут ниточками, а круги - шариками. Объясните детям, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если они ошибаются.
Игра «Построим башню»
Цель: Учить детей строить башню, развивать восприятие размера предметов (большой, меньше, совсем маленький).
Описание игры: Если у вас есть кубики разных размеров, проведите с детьми эту игру. Пусть они убедятся на собственном опыте, что для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньшие, а еще выше - совсем маленькие. Приучайте ребенка последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куколку и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.