Лилия Жиркова
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством национальных игр народов Якутии
▼ Скачать + Заказать документы
Жиркова Лилия Ивановна,
физинструктор
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида
№15 “Кэнчээри”
с. Сайылык, Кобяйский Улус,
Республика Саха (Якутия)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР НАРОДОВ ЯКУТИИ
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утверждена Президентом РФ 03.04.2012.
Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством национальных игр народов Якутии» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Якутские игры
- Темочки
Центральной идеей Концепции является мысль о том, что каждый человек талантив.
Одаренность – сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности ее проявления и типологию. Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в “Рабочей концепции одаренности” (Д. Б Богоявленская (отв. ред, В. Д. Шадриков (науч. ред,2003).
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым. Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования также указывается, что главное место в жизни ребенка и основной формой работы с детьми является игра. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Игры заставляют думать, рассчитывать, выбрать пути для достижения цели. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Игровая деятельность имеет в себе огромный развивающий и дидактический потенциал.
Г. Н. Волков отмечает, что любой этнос сохраняет себя только благодаря собственной, этнической системе воспитания. В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одним из элементов национальной культуры и средством приобщения дошкольников к ней могут выступать куклы, игрушки, предметы быта, национальные костюмы, народные игры, фольклор и др.
Глен Домен считал, что интеллектуальное развитие малыша невозможно без хорошей физической формы. Ребенок должен с младенчества испытывать посильную физическую нагрузку, так как физическое развитие человека стимулирует и умственное. Следует отметить огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали и к культурным ценностям народа. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью.
Многие думают, что настольные игры - это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания, ловкость, быстроту. И таких игр великое множество, например: шахматы. Основное развитие шахматные начинания в Республике Саха получили в 2006 году, а современный виток шахматного образования в Якутии стартовал в конце 2015 года, а сейчас во многих детских садах и школах реализуется ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «Шахматы - школе». Автор проекта: Сухин Игорь Георгиевич, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва, кандидат педагогических наук, Лауреат Фонда Республики Саха «Во славу и пользу республики» (2012). В статье 66 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающигося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности…». В этом шахматы – хороший помощник, считает И. Г. Сухин. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Программа разработана для учителей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в детских садах (для организации шахматных занятий в подготовительных группах). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
А также, используя методику Тюленева можно сделать из малыша гениального шахматиста. Начинать можно с 1,5 лет. Первую неделю нужно дать малышу шахматную доску и фигурки в качестве исследовательского материала. Затем нужно оставить одну фигуру, доску, назвать фигуру и показать, как она передвигается по шахматной доске.