Валентина Цапова
Интеллектуально-экологическая викторина для родителей «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуально – экологическая викторина
«Знатоки природы»
(для родителей)
Цель: Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей.
Форма проведения: игра
Оборудование: цветные листочки (красные и желтые).
Ход викторины:
Педагог:
Публикация «Интеллектуально-экологическая викторина для родителей „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2024
- Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, наши зрители!
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…». Я очень рада видеть Вас на этой встрече. Одним из самых эффективных и наиболее интересных для детей средством является игра. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Играя дети, лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и окружающей средой.
Итак, сейчас для Вас интеллектуально – экологическая викторина «Знатоки природы». И Вам предстоит выполнить задания и продемонстрировать свои многочисленные знания и таланты.
Педагог:
- Для того чтобы было нам удобно сегодня с Вами общаться вы разделились на две команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды. (Родители получают цветные листочки (красные и желтые) и делятся на две команды).
Педагог:
- В каждом деле нужен настрой, и мы с Вами начнем с разминки. Итак, 1 конкурс «Блиц - опрос».
Педагог:
Вопросы для красной команды:
Отвечаем быстро и правильно.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
- Назовите первого вестника весны? (Грач)
- Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
– Назовите самую маленькую птичку? (Колибри).
– Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
– Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнезда? (Кукушка)
– Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).
Педагог:
Вопросы для желтой команды:
- Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
- Что внутри птичьих костей? (воздух)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутинная)
- Какую траву любят кошки? (валериана)
- Лесной петух? (Глухарь)
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
- Пингвин - птица или нет? (птица)
- Назовите самого знаменитого лесного певца? (Соловей)
Педагог:
- Молодцы, хорошие знания показали в разминке. А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры. Итак, конкурс «Что это за дерево?»
Педагог:
Вопросы для красной команды:
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза)
– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха)
Педагог:
Вопросы для желтой команды:
– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз)
- Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб)
Педагог:
- И с этим заданием вы справились, а сейчас я хочу предложить очень интересный конкурс, где вы должны вспомнить назначения многих слов и закончить фразы. Итак, конкурс «Характер наш и братьев наших меньших»
Педагог:
Вопросы для красной команды:
1. Смелый, как. (лев).
2. Коварная, как. (змея).
3. Трусливый, как. (заяц).
4. Хитрый, как. (лиса).
5. Злой, как. (собака).
6. Голодный, как. (волк).
Педагог:
Вопросы для желтой команды:
1. Трудолюбивый, как. (муравей).
2. Верный, как. (пес).
3. Упрямый, как. (осел).
4. Бестолковый, как. (баран).
5. Тихий, как. (мышь).
6. Вольный, как. (Птица).
Педагог:
- Молодцы, и с этим заданием вы справились легко и быстро. А вот в следующем задании, нужно показать свою эрудицию. Итак, конкурс «Эрудит».
Педагог:
Вопросы для красной команды:
- Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.
(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы и т. д.)
- Название, каких животных состоит из 2 букв? (Ёж, уж, як)
- Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой и т. д.)
- Назовите растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)
- Назовите птиц, которые зимуют в наших краях? (Синицы, воробьи, снегири, сороки, ворон, куропатки и т. д.)
Педагог:
Вопросы для желтой команды:
- Название какого растения состоит - из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)
- Назовите растения, которые носят человеческие имена. (Роза, Вероника, Иван-да-Марья, Маргаритка, Иван-чай, Василёк и т. д.)
- Назовите животных, в названии которых только три буквы. (Чиж, сыч, ара, рак, жук, оса, лев, бык, вол, кот, дог, сом, язь, лис, мул и т. д.)
- Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина)
- На каком хвойном дереве растут ягоды? (Можжевельник).
Педагог:
- Ну что ж, продолжаем нашу игру. И в следующем задании Вам предстоит ответить на вопросы. Посмотрим, чья команда будет активнее. А сейчас конкурс «Вопрос - ответ».
Педагог:
Вопросы для красной команды:
1. Зачем зайцу большие уши?
A. Чтобы лучше слышать;
B. Чтобы не перегреваться;
C. Для торможения на поворотах.
Ответ: Для того чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
2. Зачем звери зализывают раны?
A. От боли;
B. Чтобы быстрее заживали;
C. С гигиенической целью.
Ответ: Чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
3. Кто самый большой и самый маленький среди млекопитающих?
A. Слон и мышь - малютка;
B. Кит и летучая мышь;
C. Жираф и бурозубка.
Ответ: Самое большое млекопитающее на Земле - голубой кит (его длина 33 метра
и вес 160 тонн). А самое маленькое млекопитающее летучая мышь-бабочка,
живущая в Таиланде. Она около 2,5 см. и весит 2 грамма.
4. У кого уши на ногах?
A. У бабочек и жуков;
B. У мух и комаров;
C. У кузнечиков и сверчков.
Ответ: У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьев, бабочек «уши» на усах, у американского таракана на хвостовых придатках, у саранчи - на животе. У волосатых гусениц «ушами» являются волоски, а у голых вся кожа.
Педагог:
Вопросы для желтой команды:
1. Строят ли крокодилы гнезда?
A. Всегда строят;
B. Иногда строят;
C. Вообще не строят.
Ответ: Строят. Соберут в кучу, гниющие листья и ветки и откладывают в них яйца. При гниении выделяется тепло, достаточное для развития яиц. Заботливая мамаша не раз переворошит гнездо, создавая необходимую температуру и влажность.
2. Зачем страус прячет голову в песок?
A. От страха;
B. Освобождается от паразитов;
C. Разыскивает пищу.
Ответ: Освобождается от паразитов. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет, сколько вытерпит, пока погибнут или сбегут с головы все паразиты.
3. Чем может быть полезен комар?
A. Опылением растений;
B. Служит пищей рыбам и птицам;
C. Только вреден.
Ответ: Опылением – так как питается нектаром и попутно опыляет. Так как в тайге и тундре очень мало пчел и шмелей комар приносит огромную пользу растениям.
4. У кого самые большие когти?
A. У медведя;
B. У броненосца- муравьеда;
C. У льва.
Ответ: У гигантского броненосца, который живет в Южной Америке. Длиной и шириной они с ладонь взрослого человека.
Педагог:
- Молодцы, хорошие знания показали. А сейчас следующий конкурс «Путаница».
Педагог:
Вопросы для красной команды:
Фираж - жираф
Дюлверб - верблюд
Горосон - носорог
Пимшезан - шимпанзе
Алако - коала
Дилокрок – крокодил
Педагог:
Вопросы для желтой команды:
Вел - лев
Разеб - зебра
Бегетом - бегемот
Падан - панда
Носл - слон
Пардоле – леопард
Педагог:
- Я очень рада, что Вы прекрасно справились и с этим заданием. Итак, мы незаметно подошли к заключительному заданию в нашем поединке. А в заключение, я хочу предложить всем шуточную игру «Концовка обманка». Я зачитываю стих, а вы все быстро отвечаете.
Педагог:
- Знает девочка любая, что морковка …. голубая (оранжевая).
- Белым снегом все одето, значит, наступает …. лето (зима).
- Ночью каждое оконце слабо освещает …. солнце (луна).
- Облетели листья с клена, стал он к осени …. зеленый (голый).
- Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. два (три).
- Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. четыре (пять).
- По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. баран (дятел).
- На заборе поутру, кукарекал …. кенгуру (петух).
- Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. петух (филин).
- С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. корова (обезьяна).
- На болоте во весь дух, громко квакает …. петух (лягушка).
- Слышала вся улица, как мычала …. курица (корова).
Педагог:
- Вот и подошла к концу наша викторина. Я рада, что команды знатоков оказались активными, любознательными и внимательными. Хочется закончить нашу встречу словами:
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою,
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Педагог:
- Спасибо всем за Ваше участие и за внимание!