Чугунова Надежда
Викторина «Знатоки природы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина по теме «Знатоки природы» старшая группа.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия, расширять кругозор детей. Формировать у детей элементы экологического сознания и культуры; закреплять знания детей о природе; выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях. Закрепить знания детей о природе, о правилах поведения в природе, познакомить с новыми природоохранительными знаками.
Публикация «Викторина „Знатоки природы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие: продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; активизировать словарный запас детей.
Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей.
Социально-коммуникативное: развивать свободное общение, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитывать чувство товарищества, чувство ответственности перед своей командой, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их; увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
Предпосылки учебной деятельности: коммуникативные – умение слушать, проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач; участвовать в совместной деятельности; познавательные: умение выделять признаки объектов окружающего мира классифицировать; регулятивные – умение действовать по заданному правилу, слушать взрослого и выполнять его задания.
Оборудование для педагога: песочные часы, музыкальный центр, 2 шкатулки, 2 настольных игры.
Оборудование для детей: набор картинок с изображением птиц, карточки с изображением солнца, карточки с изображением капельки; карточки с природоохранительными знаками.
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Вводная часть
Дети вместе с воспитателем заходят в зал под музыку.
Приветствие:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро»,- скажем все вместе
(берутся за руки)
В. – Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о природе. Скажите мне, пожалуйста, что же такое природа?
- Ответы детей (деревья, животные, солнце и т. д.)
В. - Ребята, посмотрите, что изображено на картинке?
-Ответы детей (красивая природа, река)
В. - А что вы видите на этой картинке?
- Ответы детей (на берегу реки мусор, она грязная)
В. – Что же произошло? Почему произошли такие изменения?
- Ответы детей (люди не убирали мусор за собой)
В. - Красота природы зависит от человека?
- Ответы детей
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, организовать викторину.
По правилам игры вам следует разделиться на две команды. У вас на столе лежат карточки, нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, поделитесь на две команды. У кого солнышко – это одна команда. У кого капелька – другая.
В. - Ребята, обратите внимание на свои карточки. Кто выбрал карточку с красной звездочкой – тот и будет капитаном команды.
В. – А теперь посовещайтесь и придумайте название своей команды. У нас получились две команды: «….», капитан …. и «….», капитан….
В. - Ребята, представьте свои команды. Представление команд (ранее подготовленное)
1 команда «….» хором:
Береги свою планету – ведь другой на свете нету
2 команда «….»» :
Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься!
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! РР /ПР/ФР (коммуникативная, познавательная, двигательная) Ситуативный разговор, физминутка Слово, движение Развивать свободное общение со взрослыми и детьми; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками Эмоционально-отзывчивый, активный
Основная часть
В. - За каждое правильно выполненное задание команды будут получать вот такие жетоны. Оценивать правильность выполнения заданий будет компетентное жюри, которое мы сейчас выберем из зрительного зала. Победит та команда, у которой в конце викторины будет больше жетонов.
В. - 1 конкурс: «Узнай птицу»
- Ребята, посмотрите, сколько птиц к нам прилетело. Какие здесь птицы? Как вы думаете, какое задание вам нужно выполнить? (на двух столах лежат одинаковые наборы картинок)
- Ответы детей (определить какие птицы зимующие, а какие перелетные)
В. - Верно, здесь и зимующие, и перелётные птицы. Нам надо с вами их разделить.
Участники первой команды отбирают перелетных птиц, второй – зимующих. Жетон получит та команда, которая выполнит задание правильно.
- Подводится итог.
2 конкурс: Грибы «Узнай по описанию». Вопросы задаются поочередно обеим командам. Отгадав загадку, ребенок выбирает карточку с нужным грибом и крепит ее на мольберт. За правильный ответ получает жетон.
1. Царь грибов на толстой ножке —
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он. (белый)
2. Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
3. На лесной опушке дальней
Яркий гриб стоит печально:
Хоть и славный он на вид.
Но уж очень ядовит (мухомор).
4. Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички
Светло-желтые…
(Лисички)
5. Волнистый гриб волнуется,
Под деревом красуется,
Похожий на ракушку:
Зовется он…
(Волнушка)
6. Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
Конкурс 3:
В. - Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: «Деревья, цветы, животные, птицы – это какая природа?
- Ответы детей (живая)
В. - Почему?
- Ответы детей (она растет, размножается, дышит)
В. - А горы, вода, воздух, солнце – это какая природа?
- Ответы детей (неживая)
В. - Почему?
- Ответы детей (она не растет, не дышит)
В. - В следующем задании необходимо определить какая природа относится к живой, а какая к неживой. Команды располагают карточкис живой природой на зеленом, а карточки с неживой природой – на синем. Капитаны команд следят за правильностью выполнения задания участниками своей команды. Жетон получит та команда, которая выполнит задание правильно.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.) СКР/ ПР/РР (игровая, коммуникативная, познавательная)
ФР (двигательная) Ситуативный разговор,
дидактическая игра, загадки, сюрпризный момент
Физминутка Слово, карточки с изображением птиц
Слово, движение Побуждать эмоциональную отзывчивость детей. Выявить знания о птицах, животных, грибах
Развивать двигательную активность Эмоционально-отзывчивый, активный
Физически развитый
Конкурс 4
В. – Ребята следующий конкурс: «Блиц-опрос». Пока песочные часы не остановятся вы отвечаете на вопросы. Сейчас капитаны команд подойдут и выберут карточку с вопросами.
1 команда:
1. В какое время года белка запасает орешки? (осенью)
2. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
3. Карась, сом, щука, окунь? Кто это? (рыбы)
4. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
5. Какая птица лечит деревья? (дятел)
6. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
7. Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
8. У какого дерева белый ствол? (у березы)
9. В какое время года в лесу подснежник расцветает? (весной)
10. Чем питается бабочка? (нектаром)
11. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
12. Назовите детенышей курицы (цыплята)
13. В какое время года листва с деревьев опадает? (осенью)
14. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
15. Какое насекомое в лесу плетет паутину? (паук)
16. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
17. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
18. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
19. Что делает ж зимой? (спит)
20. Какие птицы весной прилетают к нам первыми? (грачи)
21. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
22. Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
23. Новогоднее дерево. (Елка)
24. Как называется жилище медведя? (Берлога)
25. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
Вторая команда:
1. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
2. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
3. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
4. В какое время года сосулька капает и тает? (весной)
5. В какое время года вода на речках замерзает? (зимой)
6. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
7. Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
8. У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
9. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
10. Как называется дом муравьев? (муравейник)
11. У какого зверя есть иголки? (у ежа)
12. В какое время года собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
13. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
14. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
15. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
16. У какого дерева белый ствол? (береза)
17. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
18. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
19. Что делает медведь зимой? (спит)
20. Самое длинношеее животное. (Жираф)
21. Береза, сосна, дуб, липа – это (деревья)
22. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
23. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
24. Какое животное спит вниз головой? (Летучая мышь)
25. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
Подводятся итоги.
Конкурс 5
В. - Сейчас у нас творческое задание на тему: «Как вести себя в природе»
1 ситуация для команды «…» Гуляла девочка в лесу ранним весенним утром. - Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко! - А в нем яичко. - Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик. - Мы будем заботиться о нем! Девочки взяли яичко с собой.
В. - Правильно ли девочки поступили?
Ответы детей
В. -Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Ответы детей
2 ситуация для команды «….» Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
В. - Правильно поступил мальчик?
Ответы детей.
В. – А вы бы взяли домой ежа?
- Ответы детей
В. - Почему?
- Ответы детей: (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть).
Конкурс 6
В. - Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Что мы можем сделать для того, чтобы этого не происходило?
- Ответы детей (соблюдать определенные правила)
В. - Существуют определенные правила поведения человека в природе. Сейчас, я вам предлагаю вспомнить эти правила и изобразить их знаками. Пройдите, пожалуйста, к столу. (на столе лежат карандаши и вырезанные круги). Жетон получит та команда, которая выполнит задание правильно. Дети работают.
Каждый ребенок объясняет значение своего знака.
В. - Саша, что обозначает твой знак?
-Нельзя портить кору деревьев.
В. - Почему?
Потому что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья.
В. - маша, что обозначает твой знак?
- Не оставляй мусор.
В. - Почему?
Потому что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
кожура апельсина – 2 года;
пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
жестяные банки – от 80 до 100 лет;
пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
И т. д.
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые. Полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья. Человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) - Нельзя шуметь в лесу. В лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.
6) Берегите лес от пожара.
- Не лови бабочек.
Нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки. Растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3)- Не трогай птичьих гнёзд. Птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде. Всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы. Люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.
6) Нельзя ловить рыбу
В. - Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне?
- Ответы детей
- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Постарайтесь запомнить «лесные правила».
СКР/ПР/РР/
(игровая, коммуникативная, познавательная)
/СКР/ПР (коммуникативная, познавательная)
ХЭР/ПР/СКР/РР (продуктивная, познавательная, коммуникативная)
Вопросы-загадки
Игровая ситуация, инсценировка, ситуативный разговор
Ситуативный разговор
Слово, карточки с вопросами
Слово, движение
Экологические знаки, слово
Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
Закрепить знания детей о правилах поведения в природе
Закрепить знания детей о природе, о правилах поведения в природе, познакомить с новыми природоохранительными знаками
Активный,
Эмоционально-отзывчивый
Любознательный,активный
Заключительная часть
В. - А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша природа стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т. д.)
В. -вам понравилась наша викторина?
В. - выслушать варианты ответов детей.
В. - что больше всего вам понравилось?
- выслушать варианты ответов детей
Что нового вы сегодня узнали?
- Ответы детей
В. - Я предлагаю проводить такие викторины чаще, вы согласны?
- Ответы детей
В. - Ребята, какие вы сегодня были умницы, как много вы знаете о природе, и теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашей викторины? Жюри подводит итоги. В нашей викторине победила команда… она награждается… Поощрительные призы получает команда…
Спасибо всем участникам, жюри и зрителям.
В. - А теперь нам пора возвращаться в группу. СКР (коммуникативная)
Ситуативный разговор Слово, 2 настольные игры Воспитывать уважение к партнерам и соперникам по игре Способный к восприятию и пониманию текста, активный, любознательный