Галимова Людмила Васильевна
Интеллектуальная экологическая игра «Сохраним нашу планету»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная экологическая игра
Цель:
- продолжать расширять знания детей о природе;
- формировать представление о том, что человек - часть природы, природу нужно беречь и охранять;
- воспитывать любовь к природе, умение любоваться природой;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать речь, внимание, мышление;
- закрепить счет от 11 до 20.
Словарь: природа, экология.
Оборудование: карточки-правила, лесная полянка, береза, муравейник, озеро, аудиозапись лесных гостей.
Предварительная работа
1. Экскурсия в парк.
Публикация «Интеллектуальная экологическая игра „Сохраним нашу планету“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Планета Земля - наш дом
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Беседы о правилах поведения в природе.
3. Дидактическая игра «Зеленый патруль».
Ход занятия:
1. Интеллектуальная разминка
- Что такое флора?
- Что такое фауна?
- Что такое природа?
- Какое время года в природе тебе нравится больше всего?
2. Игровой момент «Прогулка по лесу»
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в лес. Хотите?
Дети: Да!
Дети идут и на пути встречают ромашку.
Воспитатель: Ой, какая красивая ромашка! Я ее сорву и поставлю в вазочку. (Наклоняется к ромашке). Ой, а что это на лепестке? Роса? А в росе горит солнышко, отражается голубое небо, зеленый луг и тополя. И все это в одной капельке! Как красиво! Нет, не буду срывать ромашку. А почему ж я ее все-таки не сорвала? Как вы, ребята, думаете?
Ответы детей.
Дети выходят на «лесную полянку». Слышится голос. Это полянка.
Полянка: Была я красивая, была я пригожая, а стала совсем на себя не похожая: траву на мне вытоптали, кусты выломали, березку и елочку на дрова вырубили. Забросали меня консервными банками, бумажками, щепками, тряпками. Была я лесной полянкой, а стала лесной помойкой.
Дети идут дальше, встречают березку.
Березка: Шестьдесят лет прожила я на свете и считала, что я - березка. Но прошлой весной подошел ко мне турист и вырезал на моем стволе слово «Вася». Летом пришел дачник и вырезал на мне слово «Леня». Осенью грибник пришел, присел, отдохнул и вырезал на коре «Миша». А зимой подкатил ко мне лыжник, прочел все надписи, воткнул в снег палки, вы-тащил огромный ножище и вырезал «Эдик». Так кто же я теперь: Вася? Леня? Миша или Эдик? Или я все-таки березка? Но почему тогда все, кому не лень, вырезают у меня куски кожи?
Дети идут дальше и видят муравейник.
Муравьи: Мы - такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас тоже, что для вас огромное бревно. Из сотен тысяч хвоинок мы сложили наши дома-муравейники. Для этого нужно было очень много сил и времени. А некоторым людям ничего не стоит пнуть наш дом ногой. Где нам жить? Для людей это - забава, а для нас - беда. Уважайте наш труд, ведь нам снова придется перетаскивать сотни тысяч хвоинок.
Дети встречают по пути озеро, в котором сидят лягушки.
Лягушка: Нам пока можно и не жаловаться, мы прячемся под водой. Но не век же нам под водой сидеть? Пора и на сушу выбираться. Только неизвестно, выберешься или сразу лапки врозь! Рогаточники нас поджидают. Жалуемся мы на них. Есть такие свирепые мальчишки с рогатками, вот они-то и есть рогаточники. Стреляют они в нас. А за что? Ведь мы вас, людей, летом от комаров и мух спасаем. Объясните вы это мальчишкам, ведь мы не можем, ведь мы только квакаем.
Воспитатель: Вот так прогулка у нас получилась. Хотели послушать шум ветра, пение птиц, а слышали одни только жалобы. Дети, понравилось ли вам в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, очень грязно стало в наших лесах и парках. Не умеют люди беречь природу. Знаете ли вы, ребята, что мусор, оставленный людьми, очень долго остается в природе мусором: бумага - больше двух лет; консервные банки - 90 лет; полиэтиленовые пакеты - 200 лет, а стекло - свыше 1000 лет.
Воспитатель предлагает детям высказаться.
3. Решение проблемных ситуаций
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы любите природу, бережете ее. Предлагаю еще раз закрепить правила поведения в природе. В нашу группу пришло письмо от Буратино. Он предлагает прочитать его и ответить на вопросы. Давайте сядем на нашей полянке поудобнее и послушаем.
Ситуация 1.
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
- Смотри, смотри, мама, птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома!
- Этого делать нельзя, - сказала мама.
Почему нельзя ловить лесных птиц и приносить домой?
Ситуация 2.
Миша и Валя играли на полянке детского сада и увидели, как на цветок села большая голубая бабочка.
- Давай ее поймаем, - предложила Валя. - И покажем всем ребятам, какая красивая бабочка.
- Нельзя ловить бабочек, - сказал Миша.
Почему нельзя ловить бабочек и других насекомых?
Ситуация 3.
Саша и Коля рыхлили землю вокруг куста роз.
- Смотри, как много тли на стебле. Пропадет наша роза, - грустно сказал Саша.
- А я знаю, кто поможет нам уничтожить тлю, - сказал Коля и куда-то побежал.
Куда и зачем побежал Коля?
Ситуация 4.
Два мальчика сидели на берегу реки и бросали в воду камни, соревнуясь, кто дальше бросит. Когда камни под рукой кончились, они стали бросать в реку все, что им попадалось: палки, сучки, консервные банки, бутылки.
Правильно ли поступили мальчики?
Ситуация 5.
Осенние листья лежали на земле пышным ковром.
- Сегодня будем сгребать листья, - сказал папа.
- А можно я соберу листья в кучу и подожгу их? Получится огромный костер! - спросил Саша.
- Нет, нельзя, - строго сказал папа.
Почему папа запретил жечь листья?
Ситуация 6.
Группа детей с воспитательницей гуляли в лесу. Дети нарвали большой букет ландышей и подарили ей. Но воспитательница нахмурилась.
Почему нельзя рвать ландыши?
Ситуация 7.
В живой уголок группы дети принесли маленького беспомощного зайчонка.
Что бы вы сказали этим детям?
Ситуация 8.
Папа с Борей пошли в лес собирать ягоды. Боря сначала срывал по одной ягодке и клал в корзину. Но корзина долго не наполнялась. «Буду ломать ветки с ягодами», - решил Боря, - так будет быстрее.
Что бы вы сказали Боре?
Ситуация 9.
Представьте себе, что вы гуляете по лесу. И вдруг прямо перед вами на тропинку падает птенец - он выпал из гнезда.
Что вы будете делать?
4. Психогимнастика «Если бы ты был бабочкой»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который читает воспитатель.
«Весна. В коре одного из деревьев лежит куколка-личинка бабочки. Пригрело весеннее солнышко, из куколки вылезла бабочка, погрела на солнышке свои крылышки, расправила их и полетела в неведомый для нее мир.
Прекрасный солнечный день. Бабочка летает на лугу, где много цветов с таким вкусным нектаром и запахом, что кружится голова. Вокруг бабочки множество насекомых: комаров, жучков, стрекоз, пчел, шмелей и других бабочек.
Но вот налетел ветер, началась гроза. Ветер сорвал бабочку с цветка и понес вдаль, такую слабую и беспомощную.
Ветер принес бабочку в лес. Между ветками большого куста сплел свою паутину паук. Порыв ветра бросил бабочку именно на эту паутину. Бабочка пытается вырваться, но еще больше запутывается в ней. Какой счастье, что ей все-таки удалось вырваться! Она полетела быстрее прочь от страшного места на полянку. Наконец-то бабочка свободна!»
5. Дидактическая игра «Как вести себя в природе»
Воспитатель предлагает детям карточки, на которых изображена ситуация недопустимого поведения в природе. Глядя на нее, дети должны сформулировать правило.
- Нельзя рвать цветы.
- Не обижай животных.
- Не разрушай муравейники.
- Не ломай веток.
- Убирай за собой мусор. И т. д.
Итог занятия.