Алена Юрьевна Селиверстова
Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов «Знаем все о железной дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-Закрепить знания детей о железной дороге, железнодорожном транспорте, о правилах безопасности на железной дороге. Формировать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.
-Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление. -Формировать интерес к железнодорожным профессиям.
Оборудование: 4 пазла, мультимедийная доска, наглядное пособие, музыкальное сопровождение, желтые флажки, семафор, наглядное пособие.
Публикация «Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов „Знаем все о железной дороге“» размещена в разделах
- Викторины для учащихся начальных классов, 1-4 классы
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Железная дорога, поезд
- Начальная школа. 1-4 классы
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Организационный момент. В викторине участвует 4 команды. За каждый правильный ответ команда получает один пазл, в конце игры победившая команда должна полностью собрать картинку. Если картинка собрана не полностью, команда получает 2 место, и т. д.
Представление команд: команды выбирают капитана, говорят свое название.
(«Локомотив», «Ласточка», «Сапсан» и «Электровоз»)
Стихотворение про железную дорогу (Читает ученик).
Что такое дорога? это пот на висках,
Это руки в мозолях, это сажень в плечах,
Стук колес под вагоном и мелькание лиц.
Это песни стальные бесконечных путей
Вереница зеленых семафорных огней,
Что такое дорога?
Чтобы это понять,нужно просто дороге
Свое сердце отдать!
1 задание: «Покажи то, что назову» (детям из каждой команды предлагается показать на картине предметы железнодорожной терминологии). Приложение №1.
* Локомотив * Вагоны * Рельсы * Шпалы * Туннель * Эстакада * Шлагбаум * Переезд * Высокоскоростной поезд * Тепловоз
2 задание: «Угадай, что спряталось» (детям показывается часть иллюстрации на тему «Железная дорога», участники команд должны догадаться, что изображено, по 1 заданию каждой команде.
3 задание: «Умные вопросы» (вопросы задаются поочерёдно каждой команде, если игрок одной команды не справляется, отвечает игрок другой команды)
Как называют людей, которые едут в поезде? пассажиры
По какой части железной дороги могут ходить будущие пассажиры? перрон
Как пассажиры должны переходить на другой перрон? мост
Что находится на вокзале?
Что приобретают в ж/д кассе? билет
Зачем? чтобы ехать
Что отмечают на ж/д билете? фио, дату, место час отбытия и прибытия
Зачем на вокзале нужны громкоговорители? что было везде слышно
Расскажите о поведении ребёнка на вокзале.
Какие бывают вагоны? Пассажирские, грузовые
если желтый флажок свернут что делает машинист (едет быстрее)
. развернут (медленно)
Кто первый изобрел паровоз? Братья Черепановы
4 задание: «Собери картинку» (командам предлагаются разрезанные картинки паровоза и электровоза, по одному из фрагментов дети должны догадаться, какую картинку чья команда собирает, затем собирают картинку – кто быстрее)
Пока команды заняты, проводится конкурс капитанов.
5 задание: «Конкурс капитанов»
- логическая задачка (одна на всех - кто быстрее) : вы – машинист, в вашем поезде 5 вагонов, в каждом вагоне 2 проводника, каждому проводнику 25 лет. Сколько лет машинисту?
-какой узел нельзя развязать? Железнодорожный.
- «О чём я говорю?» (капитанам предлагаются определения (поочерёдно) по которым они должны догадаться о загаданном предмете). Первый, хвостовой, почтовый, прицепной, мягкий, голубой, спальный, переполненный, трамвайный, железнодорожный, купейный….(вагон).
- «Кто быстрее?» (капитанам предлагается скороговорка, кто быстрее и чище выговорит) : Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят, тараторят, тарахтят.
Стихотворение (читает ребенок).
Мчится поезд вдаль куда-то
Пассажиры спят давно,
Машинист по долгу службы
Смотрит пристально в окно
И не ляжет спать сегодня
До рассвета проводник,
И диспетчер, и ремонтник,
Не прилягут не на миг
Потому что их работа –
Перевозки, дальний путь,
Потому-то этим людям
Даже некогда вздремнуть!
6 задание: «Железнодорожные знаки»
По вокзалу, по перрону
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда;
Без них не выйдут никогда
С вокзала поезда.
Каждой команде предлагается по 2 знака, которые можно увидеть вблизи железной дороги, дети должны объяснить их значение. Приложение №2.
7 задание: «Весёлый паровоз» (подвижная игра). У ведущего звуковой сигнал и 2 жёлтых флажка. Дети гуляют под музыку, по сигналу вагончики должны построиться за своим паровозом – капитаном от 1 до 5 вагона, в поездке обращать внимание на сигналы ведущего. Если жёлтый флажок свёрнут, едут быстро, если развёрнут – медленно, если красный цвет семафора – остановиться.
8 задание:
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее.
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам побыстрее.
Конкурс загадок (загадка приготовлена каждому игроку, если он затрудняется с ответом, на помощь приходит капитан)
* В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (рельсы, шпалы, поезд)
* Хоть имеет он два глаза, но не смотрит всеми сразу, А глядит всегда одним, машинист следит за ним. (семафор)
* Братцы в гости снарядились, друг за другом уцепились. И помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. (вагоны)
* И конь, и работник, до воды охотник. Фырчит, да пьёт, дома ведёт. (паровоз)
* На большие расстоянья, мчится он без опозданья. Этот поезд вмиг исчез, называется… (экспресс)
* Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведёт всех за собой. (поезд)
* Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь, прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс, и называюсь…. (паровоз)
* Они бывают разные, зелёные и красные. Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут. (вагоны)
* Мчится, мчится железный конёк, по железу железо гремит. Пар клубится, вьётся дымок, мчится, мчится железный конёк. (поезд)
* Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. (перрон)
Я хозяйка в доме на колесах,
Я всегда вас чаем напою.
День и ночь тружусь не уставая.
Назови профессию мою! (проводница)
9 задание: «Весёлые задания» (каждой команде в конверте предлагаются задание на смекалку – (коллективная работа)
* Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
* Бегут по рельсам паровоз и пароход. Кто первым прибудет на вокзал?
* Летели по небу тепловоз и самолёт. Кто долетит быстрее?
* Чем начинается, и чем заканчивается железная дорога для пассажира?
10. Ведущий задает вопросы с вариантами ответов:
1. Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?
а) Ямщиками;
б) Возницами;
в) Путейцами;
г) Подорожниками.
2. Какая из этих профессий существует?
а) Облётчик магистралей;
б) Обходчик путей;
в) Надзиратель дорог;
г) Контролёр перронов.
(Это железнодорожник, регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути.)
3. Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто?
а) Носитель;
б) Несун;
в) Носильщик;
г) Передвижник.
4. Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции?
а) Составитель рельсов;
б) Составитель протоколов;
в) Составитель поездов;
г) Составитель чемоданов.
5. Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути напримыкающие?
а) Стрелка;
б) Шлагбаум;
в) Семафор;
г) Башмак.
(Стрелочный перевод.)
6. Какого из этих понятий НЕ существует?
а) Железнодорожный узел;
б) Железнодорожная ветка;
в) Железнодорожное полотно;
г) Железнодорожные спицы.
7. Как называется конец железнодорожного пути?
а) Узел;
б) Разъезд;
в) Перегон;
г) Тупик.
8. Как называется единица подвижного состава, специально предназначенная для тяги поездов и не приспособленная сама по себе для перевозки пассажиров или грузов?
а) Динамо;
б) Локомотив;
в) Дизель;
г) Мотриса.
9. Какого вида локомотивов НЕ существует на российских железных дорогах?
а) Пассажирский;
б) Грузовой;
в) Маневровый;
г) Спортивный.
Стихотворение (рассказывает ребенок)
По просторам дороги железной
Поезда словно птицы летят…
Обдавая всех ветром и дымом
И гудком нам сигналят: «Виват!»
Стук колес словно дробь барабана
Отбивает мелодию рельс,
В такт вагоны ему подпевают
Гул разносится аж до небес!
И пыхтят тепловозы надрывно,
Весь состав мчат вперед невзначай,
Мирно дремлют в купе пассажиры,
Проводник носит фирменный чай…
Ну, а мы им помашем рукою,
Пожелаем удачи в пути!
Пожелаем дороге железной,
Никогда не свернуть с колеи!