Ольга Дмитриевских
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Составители:
воспитатели – Бухало Н. Н.
Дмитриевских О. В.
учитель-логопед – Таратунина Т. В.
(конспект итогового мероприятия
в рамках лексических тем «Домашние и дикие животные севера и юга»
для детей подготовительной к школе группы)
Программные задачи в образовательных областях:
Познание – Расширять и систематизировать знания о животных. Упражнять в классификации животных (по видам, группам; по месту обитания).
Публикация «Интеллектуальная игра „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Темочки
Коммуникация – Воспитывать культуру речевого общения: умение вести диалог. Совершенствование навыка решения ребусов разных видов. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Побуждать детей интересоваться смыслом (скрытым значением) слов через интерпретирование фразеологизмов.
Социализация – Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других участников во время игры. Воспитывать умение слушать и слышать собеседника.
Оборудование: стрелка, 10 конвертов с заданиями – вопросами; «Чёрный ящик»; плоскостные изображения животных, иллюстрации с изображением животных севера и юга (форматом А5); карточки с изображением точечных контуров животных (форматом А6, фломастеры (по количеству детей); карточки с изображением скрипичного ключа, физминутки и пальчиковой гимнастики; аудиозапись музыкальной заставки к игре «Что? Где? Когда?»; музыкальная физкультминутка «Зверобика»; ребусы; дипломы и грамоты.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц и загадок, чтение рассказов: Г. Снегирёв «Верблюжья варежка», Р. Киплинг «Слонёнок», «Кто оленя бегать научил», «Животный мир вокруг нас», музыкальная подвижная игра «Зверобика», игра «У оленя дом большой», пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран».
Словарь: животные, домашние, дикие, севера, юга, хищники, травоядные, названия животных, повадки, окрас, строение, отличительные черты, классификация, телевизионная интеллектуальная игра.
Ход занятия:
I. Приветствие:
Педагог с детьми приветствует гостей и обращает внимание детей на необычное оформление на столах.
В: - Сегодняшнее мероприятие пройдёт в необычной форме. Я предлагаю вам побывать в роли участников интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?». Кому-нибудь, наверное, довелось увидеть телевизионную передачу. Кто знает, как называют участников этой увлекательной игры? (Знатоки).
II. Основная часть
В: - Итак, шоу начинается, тема сегодняшней игры – а это я предлагаю, вам и определить, на какую тему будет наша игра? Присаживайтесь за стол.
Разгадайте ребус по первым звукам названий картинок.
а) «Животные севера» и «Животные юга» – для первых подгрупп.
б) «Дикие животные севера и юга» и «Домашние животные севера и юга» – для вторых подгрупп.
Обратите внимание – на игровом столе лежат конверты с вопросами по теме. В центре стрелка, с помощью которой мы будем выбирать конверт. Игра начинается!
Воспитатель крутит стрелку, звучит музыкальная заставка. Воспитатель открывает конверт, на котором остановилась стрелка и зачитывает вопрос.
1. «Разведчики»
а) «Расшифруйте по коду слово и назовите тех животных, кто к ним относится» – для первых подгрупп.
б) «Решите ребус и назовите тех животных, кто к ним относится» – для вторых подгрупп.
В: - Хищники: тигр, лев, ягуар, гепард, пантера, медведь,.
- Травоядные: слон, жираф, антилопа, олень, ишак, осёл, верблюд, …
В: - Ответ правильный, молодцы.
Воспитатель крутит стрелку, звучит музыкальная заставка. Воспитатель открывает конверт, на котором остановилась стрелка и зачитывает вопрос.
2. «Строители»
а) «Вставьте пропущенные буквы в слова и назовите обобщающее слово» – для первых подгрупп.
б) «Вставьте пропущенные слоги в слова и назовите обобщающее слово» – для вторых подгрупп.
В: - Верно! Мартышка, верблюд, ишак, носорог, слон – это животные юга, а белуха, олень, медведь, тюлень, морж – это животные севера.
- Песец, олень, белуха, медведи, тюлени – животные севера, а бегемот, антилопа, тушканчик, обезьяна, зебра – животные жарких стран.
В: - Да, сейчас мы с вами и расскажем о них.
3. Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран».
Развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление правильного употребления существительных во множественном числе.
Львы, кенгуру, бегемоты, гориллы,
Зебры, жирафы, слоны, крокодилы,
И носороги, и даже верблюд –
Все далеко в жарких странах живут. дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных.
Воспитатель крутит стрелку, звучит музыкальная заставка. Воспитатель открывает конверт, на котором остановилась стрелка и зачитывает вопрос.
4. «Кто я?»
В: - Отгадайте по описанию животного.
а) «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
«Я вполне хорошо чувствую себя там, где другие животные погибли бы от голода и жажды. Свою еду и питье я ношу с собой в горбах. Перед началом очередного путешествия я несколько днем ем и пью. Тогда только один мой горб может весить 45 килограммов! Но к концу путешествия мой горб пустеет и падает набок». (Верблюд.)
б) «Тело у меня необыкновенно тяжелое, оно может весить как большой грузовик. Именно для того, чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь. Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». (Слон.)
«У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)
Педагог крутит стрелку (звучит музыкальная заставка, открывает конверт, на котором остановилась стрелка и зачитывает вопрос.
Воспитатель крутит стрелку, останавливает на конверте с изображением скрипичного ключа.
5. Игровая пауза
В: - А значит, пора размяться. Игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой. Дети скрещивают кисти рук над головой, пальцы раздвинуты.
Он глядит в своё окно. Приставляют ладони ко лбу «козырьком».
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит. Показывают пальчиками ушки зайчика.
– Тук, тук! Дверь открой! Стучат кулачком одной руки по ладони другой.
Там в лесу охотник злой! Прижимают руки к груди и трясут опущенными кистями.
– Зайка, зайка, забегай! Грозят пальцем.
Лапу мне давай! Вытягивают руку вперёд.
В: - Наша игра продолжается, располагайтесь за столами.
Воспитатель крутит стрелку, звучит музыкальная заставка. Воспитатель открывает конверт, на котором остановилась стрелка и зачитывает вопрос.
6. «Символ» - опиши животное по схеме.
а) Угадайте животное, которое опишет одна команда другой.
б) Опишите животное, используя знания из ранее прочитанных рассказов.
В: - Прекрасный ответ. Игра продолжается.
Звучит музыкальная заставка, крутится стрелка, выбирается конверт с заданием.
7. «Блиц-опрос»
Вам необходимо ответить на вопрос, используя ребус-подсказку.
а) – Дикое, обычное хищное, животное. (Зверь).
– Царь зверей. (Лев).
– Король пустыни. (Верблюд).
– Детёныш белого медведя. (Умка).
– Гиппопотам по-другому. (Бегемот).
– Самое крупное животное на суше. (Слон).
б) – «Разлинованная» лошадка. (Зебра).
– Главная особенность этого животного –
рог на лбу. (Носорог).
– Детёныш тюленя. (Белёк).
– «Полярная лисица»? (Песец).
– «Морская канарейка»? (Белуха).
– Самое высокое животное на Земле. (Жираф).
В: - Браво!
Звучит музыкальная заставка, крутится стрелка, выбирается конверт с изображением скрипичного ключа.
8. Музыкальная пауза
(динамическая музыкальная игра «Зверобика»)
I. В Африке жирафы делают вот так.
Смешные попугайчики крылышками бяк.
II. А удавы узелком хлоп-хлоп-хлоп.
Кенгурята друг за другом скок-скок-скок.
III. А слонята топают топ-топ-топ.
И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп.
IV. Обезьянки прыгают прыг-прыг-прыг.
И ногами дрыгают дрыг-дрыг-дрыг.
9. «Работа с карточками»
В: - Следующий конверт и в нём… задание для участников:
а) «Соедините точки и назовите животное».
б) «Соедините точки по цифрам». На каждого ребёнка даётся карточка, на которой изображены контуры животных.
* Оценивается не только быстрота выполнения командой, но аккуратность и правильность каждого.
В: - Наша игра продолжается.
«Загадки» для болельщиков
В: - Внимание!
а) загадки-складки
У моржей соседи – белые … (медведи)
Ходит важно, словно граф, с длинной шеей наш … (жираф)
Из сухих колючек блюдо мы готовим для … (верблюда)
После наших шумных игр я голодный, словно … (тигр)
Детишек не держит она на ветру –
В кармане своём носит их … (кенгуру)
Цокает копытцами по дорогам сёл
С ношею тяжёлой ушастенький … (осёл)
фразеологический зверинец –
подскажите название животного в известные фразеологизмы.
Слишком мало – как … дробина. (слону)
Смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле –
взять … за рога. (быка)
О трудолюбивом человеке, безотказном работнике говорят,
что он – рабочая …. (лошадка)
б) загадки-складки
Ищет ягель целый день в тундре северный … (олень)
Прыгай в прорубь, не дрожи – Закаляйся, как … (моржи)
Целый день лежать не лень – Толстым должен быть … (тюлень)
загадки-обманки
Толстый, как трёхдверный шкаф,
Поднял хобот свой … (не жираф, а слон)
Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что всегда в полоску … (не львы, а зебры, тигры)
Огромный и серый, в нарядной попоне.
Качает детишек на хоботе … (не пони, а слон)
фразеологический зверинец –
подскажите название животного в известные фразеологизмы.
Лицемерно жаловаться, притворно, неискренне сожалеть – лить … слёзы. (крокодиловы)
Очень медленно – … шагом. (черепашьим)
Распределять прибыль от ещё не осуществлённого дела, предприятия – делить шкуру неубитого … (медведя)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы. Крутит стрелку, звучит музыкальная заставка. Воспитатель открывает конверт, на котором остановилась стрелка и зачитывает вопрос.
10. Чёрный ящик
а) … Надел я быстро пальто, валенки. Ножницы в комоде нашёл, в верхнем ящике, где всякие нитки, иголки лежат, и вышел на двор. Подошёл к нему, погладил бок. Он ничего, только косится подозрительно и всё жуёт. … .
Угадайте, что находится в чёрном ящике?
(верблюжья варежка Г. Снегирёв)
б) … Но вот в то самое время, давным-давно, жил один такой, который был страшно любопытен, и кого, бывало, ни увидит, ко всем пристаёт с расспросами. Жил он в Африке, и ко всей Африке приставал он с расспросами.
Он приставал к Страусихе, своей долговязой тётке. Он приставал к своему длинноногому дядьке Жирафу. И он спрашивал свою толстую тётку Бегемотиху и волосатого дядьку Павиана. И все ему давали за это тумаков. … .
Угадайте, кто находится в чёрном ящике?
(слонёнок из сказки Р. Киплинга)
.
В: - И с последним вопросом вы справились! Молодцы!
Подведём итог.
Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран».
Развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление правильного употребления существительных во множественном числе.
Львы, кенгуру, бегемоты, гориллы,
Зебры, жирафы, слоны, крокодилы,
И носороги, и даже верблюд –
Все далеко в жарких странах живут. дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных.
Игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой. Дети скрещивают кисти рук над головой, пальцы раздвинуты.
Он глядит в своё окно. Приставляют ладони ко лбу «козырьком».
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит. Показывают пальчиками ушки зайчика.
– Тук, тук! Дверь открой! Стучат кулачком одной руки по ладони другой.
Там в лесу охотник злой! Прижимают руки к груди и трясут опущенными кистями.
– Зайка, зайка, забегай! Грозят пальцем.
Лапу мне давай! Вытягивают руку вперёд.
игра «Зверобика»
I. В Африке жирафы делают вот так.
Смешные попугайчики крылышками бяк.
II. А удавы узелком хлоп-хлоп-хлоп.
Кенгурята друг за другом скок-скок-скок.
III. А слонята топают топ-топ-топ.
И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп.
IV. Обезьянки прыгают прыг-прыг-прыг.
И ногами дрыгают дрыг-дрыг-дрыг.