Екатерина Оболешева
Интеллект-карта «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА “ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ”»
Е. А. Оболешева, воспитатель МБДОУ-детский сад №71 комбинированного вида, г. Орел
Программное содержание:
Цель:
Учить детей составлять рассказ о поздней осени, с помощью интеллект-карты. Совершенствовать умение детей в подборе прилагательных.
Публикация «Интеллект-карта „Осень“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1. Познавательное развитие: закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени; уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью; учить детей работать с графическими символами.
2. Речевое развитие: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); активизировать словарный запас; уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли; совершенствовать грамматическую речь детей умение согласовывать прилагательные с существительными.
3. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе; развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление и долговременную память.
4. Художественно-эстетическое развитие: повышение общей эмоциональности детей; становление и развитие в личности ребенка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в обыденной жизни; достижение высокого уровня общей эрудированности.
5. Физическое развитие: сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Оборудование:
Интеллект-карта «Осень-ноябрь», карточки с изображением ранней, золотой и поздней осени; карточки с изображением диких животных (волк, лиса, заяц, медведь, белка, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, графические символы погоды.
Предварительная работа:
Беседы об осени; чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. И. Бунина, Ф. И. Тютчева, разучивание стихов об осени, составление интеллект-карт : «Осень-сентябрь», «Осень-октябрь».
Ход мероприятия:
Воспитатель обращается к детям: Сегодня в детский сад почтальон принёс письмо для вас, ребята. Давайте посмотрим, что в этом конверте.
Дети: Символы погоды и карточки про осень.
Воспитатель: Что на них изображено, для чего нам их прислали карточки?
Дети: Это карточки для составления интеллект-карты об осени.
Воспитатель: Правильно, они нам помогут заполнить интеллект-карту. Ребята, давайте вспомним какому времени года посвящена наша интеллект-карта?
Дети: Наша интеллект-карта посвящена осени.
Воспитатель: Частично интеллект-карту мы с вами заполнили, какой первый месяц осени?
Дети: Сентябрь - первый месяц осени или ранняя осень.
Воспитатель: Какой следующий месяц осени наступил за сентябрем?
Дети: Октябрь - второй месяц осени или золотая осень.
Воспитатель: Как называется последний месяц осени?
Дети: Ноябрь - третий месяц осени или поздняя осень.
Воспитатель: Давайте расскажем друг другу и нашим гостям, что же вы знаете о поздней осени и помогут нам в этом наши карточки. Рассмотрим сначала неживую природу. Каким становится поздней осенью световой день?
Дети: В ноябре день становится короче, ночь длиннее и темнее.
Воспитатель: Как греет солнце? Можно сказать про ноябрьское солнце, что оно жаркое, жгучее, яркое?
Дети: Солнце в ноябре светит, но не греет, яркое, но холодное.
Воспитатель: Молодец, приклей свою карточку под стрелочкой. Какие бывают дожди в ноябре?
Дети: Дожди в ноябре холодные, проливные, затяжные, со снегом, идут несколько дней.
Воспитатель: Кроме дождя какие ещё осадки в ноябре?
Дети: В ноябре часто идет снег, бывает туман, иней на траве.
Воспитатель: Что происходит в ноябре с реками и озерами?
Дети: В ноябре реки и озера покрываются льдом, лужи замерзают.
Воспитатель: Что происходит с живой природой. Как изменились деревья в ноябре?
Дети: Деревья в ноябре стоят голые, скучные, печальные, все листья облетели и только елка в красивой зеленой шубе.
Воспитатель: С наступлением холодов в города прилетают зимующие птицы. Каких зимующих птиц мы с вами наблюдали?
Дети: Мы наблюдали воробья, ворону, голубя, синицу - это зимующие птицы.
Воспитатель: А что дикие животные будут делать в ноябре? Кто из зверей будет менять шубы и на какие?
Дети: Заяц в ноябре меняет серую шубку на белую, белка рыжую шубку на серенькую, косолапый медведь заснул в своей берлоге.
Воспитатель: Как же одеваются люди в такую погоду?
Дети: Люди утепляются, одевают куртки, пальто, шапки, обувают сапоги, берут с собой зонты.
Воспитатель: Молодцы! У нас использованы все карточки.
Физкультминутка «Осень»
Воспитатель: В ноябре говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит». Предлагаю вам выйти в центр группы и поиграть.
Тучи ходят (топают ногами,
Ветер воет (изображают ветер,
И к земле деревья клонит (поднимают руки вверх и делают наклоны в стороны,
Дождь по капелькам идёт (хлопают в ладоши,
И снежинки нам несёт (кружатся и машут руками).
(Дети возвращаются на свои места)
Воспитатель: Все карты помогают людям - географическая помогает путешественникам, карта звездного неба помогает летчикам, морская карта помогает капитанам, карта сокровищ помогает в поисках сокровищ. А наша карта поможет сейчас рассказать о ноябре – поздней осени.
Ноябрь - третий месяц осени или поздняя осень. В ноябре день становится короче, ночь длиннее и темнее. Солнце в ноябре светит, но не греет, яркое, но холодное. Дожди в ноябре холодные, проливные, затяжные, со снегом. В ноябре часто идет снег, бывает туман, иней на траве. Реки и озера покрываются льдом, лужи замерзают. Деревья в ноябре стоят голые, скучные, печальные, все листья облетели и только елка в красивой зеленой шубке. Мы наблюдали зимующих птиц: воробья, ворону, голубя, снегиря, синицу. Заяц в ноябре меняет серую шубку на белую, белка - рыжую шубку на серенькую, косолапый же медведь заснул в своей берлоге. Люди утепляются (куртки, пальто, шапки, обувают сапоги, берут с собой зонты. Осень - замечательная пора! Многие писатели, поэты и художники посвятили ей свои произведения.
Ребята, мы составили интеллект-карту «Осень-ноябрь»! Вы готовы повторить весь рассказ?
Дети: Ноябрь - третий месяц осени или поздняя осень…
Воспитатель: Вам понравилось работать с интеллект-картой?
Дети: Да, очень интересно.
Воспитатель: Чей рассказ о ноябре вам понравился больше?
Дети: Максима, Алисы, Ярослава, Даниила и Сабины.
Дети высказывают свои впечатления, анализируя выступления друг друга.