Галина Кашина
Конспект интегрированного урока с использованием кейс-технологии во 2 классе
Интегрированный урок с использованием технологии кейс-стади
во 2 классе
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться.
Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай, или метод изучения ситуационных задач – это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Кейс-метод развивает:
Публикация «Конспект интегрированного урока с использованием кейс-технологии во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
- аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);
- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);
- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);
- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы;
- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)
Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего кейса, используемого мною на уроке окружающего мира и литературного чтения с целью развития устной речи.
Учебный предмет: Окружающий мир – литературное чтение
Учебная тема: Охрана природы
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: Объяснение способов правильного поведения в лесу. Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности.
Задачи:
- Актуализировать знания о правилах поведения в лесу, бережном отношении к животным.
- Закрепить умения анализировать текст, устно отвечая на вопросы, заполняя таблицы, выполняя схемы.
- Учить находить способы разрешения проблемы.
- Развивать речь обучающихся, кругозор, критическое мышление.
- Воспитывать у обучающихся любовь к родной природе.
Личностные результаты
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач;
- способность к самооценке своей деятельности в группе.
Метапредметные результаты:
регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- контролировать свои действия.
Метапредметные результаты:
коммуникативные
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
познавательные
- работать на уроке с дополнительными источниками информации (энциклопедиями о животных) при организации совместной (групповой) деятельности;
- обобщать, т. е. осуществлять генерацию и выведение общности для целого ряда единичных объектов;
- сравнивать объекты на основе текстов (лося и медведя);
- строить высказывание в устной и письменной форме.
Предметные результаты
- формулировать правила, выполнение которых поможет сохранить природу;
- решать проблему, затронутую в художественном тексте;
- изображать в виде схем из ЛЕГО правила поведения в природе.
Средства: интерактивная доска, ПК, документ-камера, тексты и листы-задания для каждой группы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся назвать правила работы в группе.
Назначает консультантов.
2. Актуализация знаний.
Беседа о живой природе с использованием ЭОР «Уроки Кирилла и Мефодия» (далее – КМ). Дети высказывают свои мнения, выполняют задания ЭОР (фронтальная работа).
На доске – анаграмма: ДОПРИРА (природа)
- Что включает в себя понятие «природа»?
- Можно ли сказать, что человек – это часть природы?
- Можно ли записать такую формулу: растения = животные = человек?
- Почему? Объясните, что я этим хотела сказать?
Выполнение: КМ 2 класс, урок 10, задания 3, 4.
- А если человек – это такое же живое существо, как и растения и животные, живущее на планете Земля и пользующееся ее дарами, то как он должен вести себя по отношению к другим составным частям природы – растениям и животным?
- Что в наши дни угрожает природе?
Выполнение: КМ 2 класс, урок 10, задание 9.
- Что такое Красная книга?
- Приведите примеры растений и животных Красной книги России.
Выполнение: КМ 3 класс, урок 12, задание 8.
- Может ли человек прожить без природы?
Выполнение: КМ 3 класс, урок 12, задание 3.
- Как вы охраняете природу?
Выполнение: КМ 3 класс, урок 12, задание 9, видео 11.
3. Целеполагание.
- Сегодня мы будем говорить о том, как мы с вами и наши родные могут беречь природу.
- Тема урока: Охрана природы.
- Давайте подумаем и вместе сформулируем цели сегодняшнего урока, т. е. что вы должны сегодня узнать и чему научиться.
(Учитель корректирует и выводить формулировки целей на экран):
1) запомнить правила, выполнение которых поможет сохранить природу – растения и животных;
2) решить проблему, которая возникла у одного мальчика во время его прогулки по лесу;
3) учиться работать на уроке с дополнительными источниками информации в ходе групповой деятельности.
4. Учебно-познавательная деятельность.
4.1. Изучение правил поведения в природе.
Дети в форме фронтальной работы выполняют задания ЭОР – КМ, 3 класс, урок 12, зад. 5.
Читают текст «с остановками» в учебнике окружающего мира (с. 114-115, обсуждают правила поведения в природе.
4.2. Кейс «История с лосенком»
Фон ситуации:
А. Севастьянов «Не рви цепочку».
… Никогда не бывает лес радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору. Сашка старался не трещать сучьями. Впереди раздавался непонятный звук… В просвете между деревьями прошла лосиха. Встала около лосенка…
Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит. Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…
Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».
Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…
Рыжего большеухого лосенка и Сашку отец увидел возле огорода…
- Ты где его взял?
Сашка рассказал.
- Давай, быстрее назад! Разве можно! И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес, на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.
- Давай оставим его себе, робко предложил Сашка. – Пускай живет.
- Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.
Эти разговоры Сашка помнил. Помнил, как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:
«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».
«Не получилось бы так же с лосенком», боялся Сашка.
Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду. (Окончание рассказа – в информационном листе)
(После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организуется обсуждение с помощью вопросов. Каждый вопрос выводится на экран и дается 1-2 минуты обсудить в группах. Затем ответ дает каждая группа.)
Вопросы (выходят на экране поочередно):
- Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию? (он знал, что лосенка не выкормить без молока; знал, что он без матери погибнет)
- Что бы вы почувствовали, если бы оказались на месте Саши? (беспокойство, досаду, захотелось вернуть всё обратно, были мысли – зачем я туда пошел и т. д.)
- А теперь попробуйте ответить на самый главный вопрос: Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?
(Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы.)
Поиск вариантов разрешения ситуации:
- Придумайте в группе выход из этой ситуации: Как бы вы поступили, попав в такую ситуацию вместо Саши?
- Дочитайте в группах рассказ А. Севастьянова в информационном листе и узнайте, чем закончилась история с лосенком.
Так и сделали…
- А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.
- Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…
Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.
- Какие ошибки, совершенные в лесу, Саша запомнил на всю жизнь?
- Объясните заголовок рассказа.
В завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной проблемы.
4.3. Выводы. Обобщение.
Задания группам лежат в тех же пакетиках. Теперь учитель предлагает детям их достать.
• Задание для 1 группы:
Сформулируйте правила поведения в лесу. Используя конструктор ЛЕГО, сконструируйте условный знак для каждого правила.
• Задание для 2 группы:
Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»
• Задание для 3 группы:
Вспомните мультфильм «Маша и медведь», когда Маша толкала спящего медведя из дома на каток. Её слова при этом были такие: «Это не медведь, это лось какой-то!» Неужели лось действительно больше и тяжелее медведя? Прочитайте о лосе и о медведе, заполните таблицу и расскажите классу об этом. (Когда группа будет представлять результат работы, перед этим включить отрывок из мультфильма)
• Задание для 4 группы
Используя информацию из книги «Определитель млекопитающих» (с. 219, заполни таблицу:
Название животного; Размеры; В каких местах водится; Чем питается.
• Задание для 5 группы:
Используя свои знания, а также Справочник школьника (с. 223) составь и зарисуй цепь питания с участие лося.
• Задание для 6 группы:
Используя книгу «Большая энциклопедия животного мира» (с. 253, составь рассказ по вопросам:
1. Как называется отряд животных, к которым относится лось?
2. Почему отряд так называется?
3. Какие особенности строения тела лося помогают ему спасаться от врагов (с. 253?
4. Лось – жвачное животное. Почему и что он жует?
• Задание для 7 группы:
На листке вы видите изображение лося. Используя книгу «Большой энциклопедический словарь» (с. 728) выполните схему, то есть подпишите части тела животного, а также его размеры.
5. Итог урока.
Учащиеся презентуют результат работы группы перед аудиторией.