Наталья Нестерова
Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный урок биология-химия в 5 классе
«Химический состав клетки : неорганические и органические вещества»
Цель: формирование представления о веществах, содержащихся в живых организмах, развитие навыков поиска необходимой информации и ее анализа, познавательной и творческой активности
Тип урока : Урок первичного предъявления новых знаний
Публикация «Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе „Химический состав клетки: неорганические и органические вещества“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: лабораторное оборудование; листы бумаги (по количеству обучающихся); семена подсолнечника, тыквы; стакан с водой, марля, палочка, мука, клубни картофеля; раствор йода, раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи, раствор уксусной кислоты, лакмус; карточки с изображением продуктов питания.
Планируемые результаты освоения материала:
Предметные:
Обучающиеся знают: химический состав клетки.
Обучающиеся умеют: самостоятельно выделять и формулировать цель, находить информацию; структурировать полученные знания.
Метапредметные: владеют умениями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ценностное отношение к культуре здорового питания
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки : неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Организационный этап – приветствие.
Ход урока:
1. Мотивация
Учитель Биологии : Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Сейчас я хочу показать опыт. Внимание! В раствор кислоты добавить лакмус покраснение раствора. Итак, что же Вы увидели? Можно назвать изменение окраски раствора признаком химического превращения? Действительно, произошло изменение окраски, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы, все знаете! И сегодня к нам урок пришел учитель химии.
Учитель Химии : Весь окружающий мир состоит из веществ, а вещества состоят из молекул и атомов, а последние в свою очередь являются разновидностями различных химических элементов.
УБ: Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой определенными признаками. Назовите их (рост, развитие, дыхание, обмен веществ и др.)
УХ: А есть ли сходства между живой и неживой природой? (Химический состав)
УБ:А все живые организмы состоят из… (клеток)
УХ: Итак, какова же сегодня тема урока?
Тема урока - Химический состав клетки
Изучение нового материала:
УХ: Все живые и неживые объекты состоят из одних и тех же химических элементов. Основными химическими элементами, входящими в состав клеток живых организмов, и растений, в том числе, являются углерод, водород, кислород и азот. Они составляют около 98% любой клетки. Остальные 2% остаются на долю других химических элементов, таких как калий, кальций натрий, хлор, магний, железо и др.
Химические элементы, соединяясь между собой, образуют вещества : органические и неорганические.
УБ: давайте определим, какие же вещества входят в состав растительных клеток. Для этого мы проведем ряд опытов и заполним таблицу наблюдений в тетради.
«Химический состав клетки»
Вещества Неорганические (минеральные) Органические
функции
УХ: Что образуется при сжигании картофельной ботвы, сухих веток, дров? После горения останется зола. Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорают только органические вещества и образуют дым. Минеральные остаются и образуют золу.
УБ: Следовательно, в состав клеток растений входят… (минеральные соли). Их в клетке около 1-5 % они необходимы для синтеза органических веществ. Заносим эти сведения в таблицу.
УБ: Я заранее взяла два листа капусты: один из них сухой, а второй свежий. Какой из них легче, а какой тяжелее? Почему? (Правильно, испарилась вода из клеток растения). Воды в клетке растений находится 40-95 %. Она придает упругость и форму клетке, участвует в обмене веществ. Заносим эти сведения в таблицу.
УХ: А, сейчас проведем небольшой опыт. У вас на столах листы бумаги и семена подсолнечника. Сложите листы пополам и поместите внутрь семена. Раздавите их. Разверните листы. Что вы видите? (Жирные пятна на листе). Какой вывод можно сделать? (в состав семян входит жир). Жир – это органическое вещество.
УБ: Какие масличные растения вы знаете? (подсолнечник, лен, кукуруза и др.) Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках : жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.
Физминутка
УХ: Проведем следующий опыт. У вас на столах флаконы с раствором йода. Заранее предупреждаю о том, что работать надо аккуратно над подставками. Если нечаянно прольете раствор на руку, надо немедленно промыть ее проточной водой. Я раздаю вам кусочки картофеля. Капните на картофель капельку йода. Что происходит? (срез картофеля посинел). Посинение картофеля под воздействием йода говорит о том, что в состав клеток клубня картофеля входит крахмал. Данная реакция называется качественной, потому, что она доказывает наличие вещества. Крахмал – это органическое вещество.
УБ: Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)А что такое тростник и свекла? (Растения). Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар). Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка). И крахмал, и сахар, и целлюлоза относятся к группе органических веществ, которые называются – углеводы. Роль углеводов в клетке : крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения, а целлюлоза - придает прочность и упругость различным частям растений. (заносим в таблицу).
УХ: Проведем опыт № 3. Насыпаем в марлю пшеничной муки, сворачиваем в мешочек и промываем его в стакане с водой. Отжимаем мешочек. Раскрываем мешочек. После промывания в нем осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина или растительный белок. Качественной реакцией на белок является взаимодействие с раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи. Подготовленный раствор прилейте к клейковине. Что наблюдаете? – Образование фиолетового раствора. Все верно. Белок – это органическое вещество.
УБ: Белок содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Белки являются строительным материал клетки (входят в состав клеточных структур). А, в семенах бобовых растений, таких, как горох, фасоль, бобы, он запасается в клетках зародыша. (заносим в таблицу).
УБ: Кроме тех веществ, которые мы обнаружили входе опытов, в клетках находятся нуклеиновые кислоты, которые тоже относятся к группе органических веществ. Нуклеиновые кислоты мы по-другому называем - ДНК, на которых записана наследственная информация (заносим в таблицу).
Неорганические в-ва Органические в-ва
Вода минеральные соли углеводы белки жиры Нуклеиновые кислоты
40-95 % - придает упругость и форму клетке, участвует в обмене веществ 1-5 % - используются для синтеза органических молекул Входят в состав клеточной оболочки (целлюлоза).
Запасные в-ва (крахмал, сахара).
В результате расщепления – получается энергия. Строительный материал клетки (входят в состав клеточных структур).
Ферменты –(регулируют процессы жизнедеятельности). Запасные в-ва (бобовые) Запасное в-во. Сохранение наследственной информации и передача ее потомкам.
УХ: Подведем итог нашей работы. Какие же вещества входят в состав растительной клетки?
УБ: В состав клеток растений входят органические (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганические (вода, минеральные соли) вещества. Т. о., мы можем сделать вывод, что клетка – это «миниатюрная природная лаборатория», в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения.
Закрепление: работа в парах
1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)
2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)
4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (жиры)
7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)
11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)
12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)
13. Что такое качественная реакция?
Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам :
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
• сегодня я узнал…
• было интересно…
• было трудно…
• я выполнял задания…
• я понял, что…
• теперь я могу…
• я почувствовал, что…
• я приобрел…
• я научился…
• у меня получилось …
• я смог…
• я попробую…
• меня удивило…
• урок дал мне для жизни…
• мне захотелось…
Домашнее задание: § 8 читать, пересказывать, вопросы после параграфа устно.
На выбор:
- Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
- Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Используемая литература:
1. Учебник по биологии В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс. Издательство «Дрофа», 2015 г.
2. Биология. 5 класс : система уроков по учебнику В. В. Пасечника /авт. -сост. Н. И. Галушкова. – Волгоград : Учитель, 2017
3. https://infourok.ru/material.html?mid=124576