Приложение МААМ

Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»

Наталья Нестерова
Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированный урок биология-химия в 5 классе

«Химический состав клетки : неорганические и органические вещества»

Цель: формирование представления о веществах, содержащихся в живых организмах, развитие навыков поиска необходимой информации и ее анализа, познавательной и творческой активности

Тип урока : Урок первичного предъявления новых знаний

Темочки:

Оборудование: лабораторное оборудование; листы бумаги (по количеству обучающихся); семена подсолнечника, тыквы; стакан с водой, марля, палочка, мука, клубни картофеля; раствор йода, раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи, раствор уксусной кислоты, лакмус; карточки с изображением продуктов питания.

Планируемые результаты освоения материала:

Предметные:

Обучающиеся знают: химический состав клетки.

Обучающиеся умеют: самостоятельно выделять и формулировать цель, находить информацию; структурировать полученные знания.

Метапредметные: владеют умениями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ценностное отношение к культуре здорового питания

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки : неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Организационный этап – приветствие.

Ход урока:

1. Мотивация

Учитель Биологии : Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Сейчас я хочу показать опыт. Внимание! В раствор кислоты добавить лакмус покраснение раствора. Итак, что же Вы увидели? Можно назвать изменение окраски раствора признаком химического превращения? Действительно, произошло изменение окраски, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы, все знаете! И сегодня к нам урок пришел учитель химии.

Учитель Химии : Весь окружающий мир состоит из веществ, а вещества состоят из молекул и атомов, а последние в свою очередь являются разновидностями различных химических элементов.

УБ: Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой определенными признаками. Назовите их (рост, развитие, дыхание, обмен веществ и др.)

УХ: А есть ли сходства между живой и неживой природой? (Химический состав)

УБ:А все живые организмы состоят из… (клеток)

УХ: Итак, какова же сегодня тема урока?

Тема урока - Химический состав клетки

Изучение нового материала:

УХ: Все живые и неживые объекты состоят из одних и тех же химических элементов. Основными химическими элементами, входящими в состав клеток живых организмов, и растений, в том числе, являются углерод, водород, кислород и азот. Они составляют около 98% любой клетки. Остальные 2% остаются на долю других химических элементов, таких как калий, кальций натрий, хлор, магний, железо и др.

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют вещества : органические и неорганические.

УБ: давайте определим, какие же вещества входят в состав растительных клеток. Для этого мы проведем ряд опытов и заполним таблицу наблюдений в тетради.

«Химический состав клетки»

Вещества Неорганические (минеральные) Органические

функции

УХ: Что образуется при сжигании картофельной ботвы, сухих веток, дров? После горения останется зола. Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорают только органические вещества и образуют дым. Минеральные остаются и образуют золу.

УБ: Следовательно, в состав клеток растений входят… (минеральные соли). Их в клетке около 1-5 % они необходимы для синтеза органических веществ. Заносим эти сведения в таблицу.

УБ: Я заранее взяла два листа капусты: один из них сухой, а второй свежий. Какой из них легче, а какой тяжелее? Почему? (Правильно, испарилась вода из клеток растения). Воды в клетке растений находится 40-95 %. Она придает упругость и форму клетке, участвует в обмене веществ. Заносим эти сведения в таблицу.

УХ: А, сейчас проведем небольшой опыт. У вас на столах листы бумаги и семена подсолнечника. Сложите листы пополам и поместите внутрь семена. Раздавите их. Разверните листы. Что вы видите? (Жирные пятна на листе). Какой вывод можно сделать? состав семян входит жир). Жир – это органическое вещество.

УБ: Какие масличные растения вы знаете? (подсолнечник, лен, кукуруза и др.) Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках : жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Физминутка

УХ: Проведем следующий опыт. У вас на столах флаконы с раствором йода. Заранее предупреждаю о том, что работать надо аккуратно над подставками. Если нечаянно прольете раствор на руку, надо немедленно промыть ее проточной водой. Я раздаю вам кусочки картофеля. Капните на картофель капельку йода. Что происходит? (срез картофеля посинел). Посинение картофеля под воздействием йода говорит о том, что в состав клеток клубня картофеля входит крахмал. Данная реакция называется качественной, потому, что она доказывает наличие вещества. Крахмал – это органическое вещество.

УБ: Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)А что такое тростник и свекла? (Растения). Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар). Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка). И крахмал, и сахар, и целлюлоза относятся к группе органических веществ, которые называются – углеводы. Роль углеводов в клетке : крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения, а целлюлоза - придает прочность и упругость различным частям растений. (заносим в таблицу).

УХ: Проведем опыт № 3. Насыпаем в марлю пшеничной муки, сворачиваем в мешочек и промываем его в стакане с водой. Отжимаем мешочек. Раскрываем мешочек. После промывания в нем осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина или растительный белок. Качественной реакцией на белок является взаимодействие с раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи. Подготовленный раствор прилейте к клейковине. Что наблюдаете? – Образование фиолетового раствора. Все верно. Белок – это органическое вещество.

УБ: Белок содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Белки являются строительным материал клетки (входят в состав клеточных структур). А, в семенах бобовых растений, таких, как горох, фасоль, бобы, он запасается в клетках зародыша. (заносим в таблицу).

УБ: Кроме тех веществ, которые мы обнаружили входе опытов, в клетках находятся нуклеиновые кислоты, которые тоже относятся к группе органических веществ. Нуклеиновые кислоты мы по-другому называем - ДНК, на которых записана наследственная информация (заносим в таблицу).

Неорганические в-ва Органические в-ва

Вода минеральные соли углеводы белки жиры Нуклеиновые кислоты

40-95 % - придает упругость и форму клетке, участвует в обмене веществ 1-5 % - используются для синтеза органических молекул Входят в состав клеточной оболочки (целлюлоза).

Запасные в-ва (крахмал, сахара).

В результате расщепления – получается энергия. Строительный материал клетки (входят в состав клеточных структур).

Ферменты –(регулируют процессы жизнедеятельности). Запасные в-ва (бобовые) Запасное в-во. Сохранение наследственной информации и передача ее потомкам.

УХ: Подведем итог нашей работы. Какие же вещества входят в состав растительной клетки?

УБ: В состав клеток растений входят органические (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганические (вода, минеральные соли) вещества. Т. о., мы можем сделать вывод, что клетка – это «миниатюрная природная лаборатория», в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения.

Закрепление: работа в парах

Биологический диктант :

1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)

2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (жиры)

7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

13. Что такое качественная реакция?

Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам :

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

• сегодня я узнал…

• было интересно…

• было трудно…

• я выполнял задания…

• я понял, что…

• теперь я могу…

• я почувствовал, что…

• я приобрел…

• я научился…

• у меня получилось …

• я смог…

• я попробую…

• меня удивило…

урок дал мне для жизни…

• мне захотелось…

Домашнее задание: § 8 читать, пересказывать, вопросы после параграфа устно.

На выбор:

- Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

- Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Используемая литература:

1. Учебник по биологии В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс. Издательство «Дрофа», 2015 г.

2. Биология. 5 класс : система уроков по учебнику В. В. Пасечника /авт. -сост. Н. И. Галушкова. – Волгоград : Учитель, 2017

3. https://infourok.ru/material.html?mid=124576

Публикации по теме:

Интегрированный урок в форме самостоятельной работы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 8 классе Тема урока: «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». Цель урока: Деятельностная:.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.

Конспект урока химии в 9 классе «Железо. Нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение» Тема урока: «Железо, нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение». Цель: на основе уже имеющихся общих знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Опубликовано: 15 января 2021 в 20:18
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нестерова (УИ 2537424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД