Оксана Саляева
Интегрированное занятие в старшей группе по патриотическому воспитанию «Мордовский орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей о родном крае, познакомить с национальным костюмом, воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: Кукла в национальном костюме, тетради в клетку, шариковые ручки, доска, иллюстрации с мордовскими орнаментами.
Предварительная работа: закреплять знания детей о "рисовании по клеточкам", познакомить со значением слова - орнамент, выучить пальчиковую гимнастику.
Работа с родителями: сшить национальный костюм для куклы.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация;
Познание;
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе по патриотическому воспитанию „Мордовский орнамент“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Орнамент и узоры
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Художественное творчество (рисование).
Ход занятия
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья.
Мы, твои дети, славим тебя!
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
Ты — наша гордость, ты наша вера.
Ты — наш святой, родительский дом.
Ю. Попков - "СЛАВИМ ТЕБЯ!"
Воспитатель: Ребята вы уже знаете что нашей Родиной является Мордовия. Знаете достопримечательности Мордовского края, знакомы с государственной символикой нашей Республики. А сегодня пришло время познакомится с национальным костюмом мордвы.
(Проводится дидактическая игра на развитие речи)
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего
вида игрушки.
Ход игры
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
А вы знаете что, традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.
(Показ иллюстраций на демонстрационном материале)
Женскую рубашку носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера праздничный пулай. Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, края закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается бусами, гайтаном из серебряных монет и бисером. К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет.
Ребята, сейчас мы попробуем нарисовать мордовский орнамент, но сначала необходимо потренировать наши пальчики.
Мы во двор пошли гулять (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному, начиная с больших,
одновременно на обеих руках)
Мы во двор пошли гулять («Идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную слепили («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили («Крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу вались (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороны)
Все в снегу домой пришли (Отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой, руки под щеки).
И так, приступим (проводится графический диктант)
Сверху отсчитываем 10 клеток, а с лева 6 клеток - поставить точку. Затем из точки чертим линии в заданном направлении: вверх 1 клетка, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо 1 клетка вниз, ставим точку.
Посмотрите дети, получился ли у вас настоящий, мордовский орнамент?
(Дети сравнивают изображение на листе с изображением на доске)
Молодцы, ребята!
Сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что мордовский национальный костюм очень красочный, красивый. Мы должны гордиться нашей Родиной - Мордовией, еще глубже изучать ее историю, достопримечательности, традиции.
Что вам запомнилось, ребята, на сегодняшнем занятии?
(Ответы детей)
Мне очень понравилось как вы работали.
Спасибо вам!
Список литературы:
1. Шевелев К. "Графические диктанты" Учебное пособие, Ювента - 2006г.
2. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. "Дидактическая игра-средство развития дошкольников 3-7 лет" Методическое пособие, Сфера - 2013г.
3. Нищева Н. В. "Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики", Детство-пресс - 2008г.
4. Панова Е. Н. "Дидактические игры-занятия в ДОУ" (старший возраст) Выпуск 1
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Учитель - 2007г.
5. http://www.mymordovia.narod.ru/
6. nacionalnyj-kostyum-mordvy.html