Юлия Шумская
Интегрированное занятие для детей старшей группы «Зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимний пейзаж.
Интегрированное занятие
по образовательной области "Искусство" (Изобразительная деятельность,
музыкальная деятельность, художественная литература)для детей старшей группы (5-6 лет)
Программные задачи: познакомить детей с поэзией А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, картиной И. И. Шишкина «Зима», музыкой А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима» Lagro, ч. 2); способствовать формированию выразительной речи; развивать интерес к пейзажной живописи; содействовать эмоциональному настрою детей в процессе восприятия картины; расширять знания о творчестве А. Вивальди; формировать музыкальное восприятие и развивать способность высказывать словами свое отношение к музыке; воспитывать ценностное отношение к искусству, понимание языка искусства.
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшей группы „Зимний пейзаж“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Темочки
Учить детей передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя впечатления, полученные во время наблюдений, при рассматривании репродукций и картин.
Знакомить дошкольников с техникой «насыпка». Вызывать интерес к созданию зимнего пейзажа нетрадиционным способом. Развивать слуховое внимание, воображение, память. Формировать умение работать по словесной инструкции. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно восприятие, внимание. Развивать координацию в системе «глаз – рука». Воспитывать желание передавать красоту зимней природы в рисунке.
Материал и оборудование: репродукция картины русского художника И. И. Шишкина «Зима»; музыкальный центр, аудиозапись музыки А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима» Lagro, ч. 2); манка сухая + цветной блеск декоративный, клей ПВА, листы синего, фиолетового, черного цвета; снежинка – для гимнастики глаз.
Предварительная работа: разучить с детьми стиховтворения Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина о зиме; организовать прослушивание музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима» Lagro, ч. 2, на прогулках вести наблюдение за приметами зимы; проводить с детьми беседы об изменениях в природе зимой.
Ход занятия
Дети заходят в зал по музыку А. Вивальди «Зима» (ч. 1, Allegro)
Воспитатель (В.). Ребята, когда вы заходили в зал, звучала музыка. Какое музыкальное произведение прозвучало, и кто его сочинил? (Ответы детей.)
В. Правильно, «Зима» А. Вивальди. Какой музыка была по характеру?
Дети. Тревожная, беспокойная, колючая, взволнованная.
В. Что вы представляли, когда слушали музыку?
Дети. Бушует вьюга, шумит ветер, метет снег, снежинки кружатся от ветра.
В. Действительно, мы слышим в музыке тревогу и беспокойство. Ветер поднимает снежинки вверх, они кружатся в каком-то фантастическом танце.
Ребята, какие приметы зимы мы с вами видели на прогулках?
Дети. Стало холодно, с деревьев слетели листья, выпал снег, лужи покрылись льдом.
В. Послушайте стихотворение о зиме и скажите, кто его написал?
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин
Дети. Это стихотворение написал А. С. Пушкин.
В. Какие стихи о зиме вы знаете?
1 – й ребенок
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
Ф. И. Тютчев
2 – й ребенок
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром…
С. А. Есенин
3 – й ребенок
…Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
С. А. Есенин
Дети читают наизусть и другие стихи о зиме. После этого воспитатель задает им вопросы.
В. Кто из вас любит зиму и почему? (Ответы детей)
В. Какими словами можно сказать о зиме?
Дети. Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая.
В. А сейчас давайте посмотрим на картину. Какое название вы можете ей дать?
Дети. «Зимний пейзаж», «Зима», «Природа зимой», «Первый снег».
В. Картина называется «Зима». Написал ее выдающийся русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. Ребята, что изображено на этой картине? (Ответы детей.)
Звучит аудиозапись «Зима» (ч. II, Lagro) из цикла «Времена года» А. Вивальди.
В. Ребята, под звучание этой музыки послушайте рассказ о картине «Зима».
Зима – настоящая волшебница. Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем. По нему скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту темнеет. Это снеговые тучи. В лесу становится более сумрачно, тихо. Вот-вот пойдет густой снег. Вся земля озарена сияющим мягким светом. Деревья, покрытые «белыми шапками», словно вросли в снег.
Подходит ли музыка, которая сейчас звучит, к содержанию нашей картины и почему?
Дети. Подходит. Музыка нежная, тихая, светлая. Она – как зимний пейзаж на картине.
В. Действительно, музыка очень хорошо передает содержание картины И. И. Шишкина «Зима».
В. Ребята, у меня есть вот такая чудная снежинка. Давайте с ней поиграем!
Проводится гимнастика для глаз.
Мы снежинку увидали, со снежинкою играли. (Фокусируют взгляд на снежинке у воспитателя) Снежинка вправо полетела, глазки вправо посмотрели. (Следят за движением снежинки глазами) Снежинка влево полетела, глазки влево посмотрели. (Следят за движением снежинки глазами) Ветер вверх её поднял и на землю опускал (следят за движением снежинки глазами) Ту снежинку мы поймали, хорошо в руках размяли, (изображают движением рук ловлю снежинки и потом перебирают пальцами) А водичку на ладошках мы стряхнем совсем немножко! (показать ладони и «стряхнуть» воду).
В. Ребята, вы знаете, чем можно рисовать? (дети перечисляют). Как вы думаете, можно ли рисовать клеем? (показать банку с клеем). А манной крупой, из которой варят полезную манную кашу? (показать мешочек с крупой). Знаете, оказывается можно, если пофантазировать! Проходите за столы, мы с вами приступим к созданию наших зимних картин. Посмотрите, манка похожа на снег? (ответы детей) Ведь недаром в народе говорят – «манна небесная сыпется», а на снег говорят - «крупа». Я добавила в манную крупу чуть – чуть блеска – ведь снег так красиво искрится, чтобы пейзажи у нас получились просто волшебные! Показ изображения.
В. Сам пейзаж мы будем рисовать клеем - и, как краской, нарисуем всю картинку – (рисует на мольберте, сопровождая свой рисунок объяснением). Помните, чтобы пейзаж получился красивым, надо деревья располагать красиво, по всему листу. Одни на переднем плане внизу листа, другие - вдали. Ближние деревья большие, а дальние – маленькие, можно добавить ёлочки, сугробы, тропинку, падающий снег. Рисовать нужно быстро – чтобы клей не успел высохнуть! Когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и насыпаем её на клей – крупинки манки с блёстками останутся на листе именно там, где был клей. Лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Наш зимний пейзаж готов!
Самостоятельная работа детей.
В. А теперь, как настоящие художники, возьмите кисти и начинайте фантазировать. (Во время работы звучит музыка, обращаем внимание на осанку, даем детям индивидуальные советы). Вспоминайте – как вы уже умеете рисовать деревья - их кроны, ветки. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте «снег». Готовые работы мы поместим на доске, и у нас получится большой зимний пейзаж! Нужно немного времени, чтобы клей высох. А мы пока с вами «погреемся».
Физминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Анализ детских работ.
В. Посмотрите – как сказочно получилось! Снег на наших зимних пейзажах искрится и переливается – как настоящий! А самое главное - этот снег не растает, и будет долго радовать вас. Скажите, чем сегодня рисовали пейзаж? Как вы думаете, у вас все получилось? Какой пейзаж нравится больше всего? Чем? (ответы детей). Я бы хотела побывать вот на этой лесной поляне, где так ярко блестит снег! А в этом лесу, где такие красивые заснеженные деревья, было бы замечательно покататься на лыжах!