Елена Жигунова
Интегрированное занятие в старшей группе «Лакомство для пернатых» (Экология)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Оо «Познавательное развитие»:
• Закрепить представление о зимующих птицах, их особенностях и разнообразии
• Закреплять знания об условиях проживания зимующих птиц
• показать необходимость защиты птиц зимой;
• развивать логическое мышление
Оо «Речевое развитие»
• Развивать умение слушать внимательно речь педагога.
• Отвечать на поставленные вопросы полным предложением
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Лакомство для пернатых“ (Экология)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• Учит слушать и слышать художественное произведение
• Отвечать на предвосхищающие вопросы
Оо «Социально-коммуникативное развитие»:
• Развивать умение общаться со сверстниками, уступать друг другу в распределении ролей
Оо «Физическое развитие»
• Снять мышечное напряжение, сменить статическую позу ребенка
Оо «Художественно-эстетическое развитие»
•Создать эмоциональный настрой и продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, фонограмма произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь», мяч, шапочки с изображением птиц, стаканчики из под йогурта, корм для попугаев, разогретый жир.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и разучивание стихов о птицах, речевая игра «Сколько ошибок сделал художник?», игры на узнавание предметов по описанию, народные игры, знакомство с силуэтами различных птиц; подготовка бумаги в технике «по сырому» (акварель).
Ход занятия:
1. Вводное слово педагога
Звучит музыка: Отрывок произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь».
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы будем учиться проводить исследования. Такой работай занимаются ученые. А вы хотите попробовать? Нам надо выяснить, как птицы зимуют? Я предлагаю вместе подумать, понаблюдать и ответить на этот вопрос. Самое главное в исследовании - это умение все замечать. Попробуем же сегодня хоть краешком глаза, частичкой души заглянуть в чудесное загадочное царство птиц.
-Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
-О зиме написано много стихов, музыки. И мы сейчас послушаем произведение Петра Ильича Чайковского «Декабрь». –
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
-Давайте представим себе, что мы оказались в зимнем лесу. Закроем глаза. Что можно услышать зимой в лесу? (Завывание ветра, скрип деревьев, хруст снега.)
-А пение птиц мы можем услышать? (Пение снегиря, стрекотание сороки, карканье вороны, то есть тех птиц, которые остались зимовать)
- посмотрите, всех птиц узнаете?
А давайте, это проверим, для этого вам нужно встать в круг. (Надеваю шапки и проговариваю название птиц).
Я буду вам загадывать загадки, а вы будите отгадывать.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь и в птичек превратитесь.
1. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3. У нее глаза большие
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
4. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
5. Кто в берете ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
6. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
7. Окраской – сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Кто она? (Ворона)
Птички,
Вокруг себя повернитесь и в девочек и в мальчиков превратитесь.
Воспитатель:все эти птицы остаются зимовать с нами, и называются они …(Зимующие)
Воспитатель: Верно. Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих. - Среди зимующих птиц есть кочующие, например, синица, Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селится ближе к людям, (Почему) для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время.
- А вот зимующая птица клест в холодное время выводит еще и птенцов. Для этих птиц холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы "греет" их изнутри. Зимой клестам доступны семена ели, ими клесты и кормятся.
- Дятел типичный житель леса. А почему? Да по тому, что он питается личинками, которые зимуют под корой деревьев
-А снегири – прилетают к нам с севера на зиму, потому что там становится слишком холодно и голодно, а весной они опять улетают на север.
Воспитатель: Так нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?
Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.
Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?
Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.
«Игра с мячом»
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок возвращая мяч, должен продолжить его.)
Ворона большая, а воробей маленький.
У человека дети, а у птицы птенцы.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Один снегирь, а много снегирей.
Один глухарь, а много глухарей.
Один дятел, а много дятлов.
Синица, а ласково синичка.
Сова, а ласково совушка.
Воробей, а ласково воробушек.
Голубь, а ласково голубок.
Воспитатель: Мы много наблюдали за зимующими птицами и по поведению птиц можно сказать, какая нас ждет погода. Кто помнит и назовет эти приметы.
Дети:
- Вороны садятся на верхушки деревьев, перед сильным морозом.
- Вороны садятся на снег к оттепели.
- Голуби воркуют к теплой погоде.
- Снегири под окном чирикают к оттепели.
- Воробьи прячутся под крышу к буре.
Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками)
- Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями).
Стихотворение
Как птице перезимовать?
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах. А что есть у птиц? (перья)
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спяъ\т.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый теплый юг. Какие птицы улетают на юг? (перелетные)
Другие – те народ иной
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи. Какие птицы остаются зимовать?
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет,
И долго вьется вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго. Почему?
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей….
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас. Как можно помочь птицам?
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
(К. Мухаммади)
Ребята и мы можем с вами приготовить корм для птиц. Что для этого нужно? Зерно
-Что любит снегирь? (рябина, боярышник)
-Чем угостим воробья? (семенами ясеня, клена)
Дети насыпают корм для птиц в стаканчики. Я заливаю семена горячим жиром, сверху кладу петельку из шерстяной нитки.
- Ребята, когда жир застынет, мы пойдем с вами на прогулку и развешаем за петельки лакомство для птиц.
Итог занятия
- Что мы сейчас сделали? (Корм для птиц) А для каких птиц?
-какие еще птицы остаются у нас зимовать?
Ребята мы с вами провели такое исследование. И теперь вы настоящие ученые.