Галина Шиман
Творческая гостиная для родителей «Экология семьи и души»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас принять участие в нашей творческой гостиной, чтобы поговорить о значимости психологического благополучия ребёнка в семье.
1. Разминка с мячом.
Участники бросают мяч друг другу и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребёнка в семье.
Публикация «Творческая гостиная для родителей „Экология семьи и души“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Мы услышали о том, что же так необходимо иметь родителям, чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка в семье. Это ласка, добро, нежность, это и сказка и интересная книга. И сегодня у нас в гостях библиотекарь поселенческой библиотеки Пиденко Ирина Геннадьевна, она вам расскажет о роли книги в семейном воспитании.
2. Слово о психологическом здоровье.
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребёнка-это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребёнка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряжённость, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Родительская любовь и ласка нужны не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Хотя, конечно, шумные и подвижные игры можно проводить только после пробуждения ребенка, а не на ночь глядя.
Главный-герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана», шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка - чтобы быстрее зажила.
Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.
3. Советы для родителей «Минуты нежности».
Я предлагаю вам немного поиграть. Перед вами ромашка. Нужно будет подойти к ромашке, привести пример из семейного опыта, затем сорвать лепесток и зачитать совет.
Советы
• Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
• Обнимите за плечи своего ребенка, нежно погладьте по волосам или по щеке - простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
• Порисуйте у ребенка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжелый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, легкая бабочка.
• Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти ее. После отыскивания плюшевого мишки обязательно поцелуйте и его хозяина. Повторите игру. Медвежонку есть куда спрятаться: в шта-нину пижамы или под подушку.
• Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чем-нибудь, прижавшись друг к другу-
• Можно предложить ребенку игру: проявлять ласку определенное время, выпавшее на кубике, можно поиграть в загадочную статую. Ребенок должен принять любую позу и накрыться одеялом или простыней, а Вы — ощупать его. Если у Вас двое или больше детей, попытайтесь отгадать, кто скрывается под одеялом. Тогда уж детям придется сдерживать смех и хихиканье — иначе их быстро разгадают.
• Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в садик, — и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы трехлетнему озорнику — и он повеселеет.
1. Упражнение «Улыбайтесь!»
Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «ка-зенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат — появление неврозов.
— Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
2. Динамическая пауза (предложить родителям немного отдохнуть)
• Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:
а) любят поспать;
б) любят сладкое.
• Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:
а) любят работать на даче;
б) любят делать заготовки на зиму.
• Выходят в круг и танцуют родители, которые:
а) любят тратить деньги;
б) любят путешествовать.
3. Давайте продолжим наше заседание.
Обсуждение результатов домашнего задания.
Теперь мы перейдём к домашнему заданию. На досках висят рисунки, выполненные вами вместе с детьми на тему: «Моя семья».
- Расскажите, какое участие ребёнок принимал в рисовании.
- Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?
- Какое у него при этом было настроение?
- Сколько времени вы потратили на выполнение задания?
4. Тестирование «Какой вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?
1. Какой ты у меня молодец!
2. Ты способный, у тебя все получится.
3. Ты невыносим!
4. У всех дети, как дети, а у меня.
5. Ты мой помощник.
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять?
8. Какой ты сообразительный!
9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
14. Меня не интересует, что ты хочешь.
Обработка результатов.
Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл.
Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла.
Посчитайте общую сумму баллов.
7—8 баллов — между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9—10 баллов — Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11—12баллов — Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов - Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.
5. А сейчас я хочу раздать вам по две памятки
«Десять заповедей родителей»
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, помоги ему стать собой!
2. Не думайте, что ребенок Ваш: он Божий.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете.
4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше Вашей.
6. Не унижайте ребенка!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, а мучьте, если можете, но не делаете.
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.
9. Умейте любить чужого ребенка, не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.
«Создание благоприятной семейной атмосферы»
1. Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки — это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.
5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
(раздать родителям памятки)
Наша встреча подходит к концу. И мне хочется сказать вам дорогие родители : «Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешанными и рассудительными.»
А сейчас возьмите красное сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание и передайте своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённой встрече и передать его нам.
Большое спасибо за внимание!