Светлана Языкова
Интегрированное занятие учителя-логопеда для детей подготовительной группы «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о выращивании
и приготовлении хлеба.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- расширять у детей знания о значении хлеба в жизни человека;
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- сформировать у детей понятие, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
- активизировать в речи слова-действия, связанные с производством хлеба;
Публикация «Интегрированное занятие учителя-логопеда для детей подготовительной группы „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение);
- обогащать словарный запас детей по теме.
коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление, связную речь, мелкую и общую моторику.
воспитательные:
- воспитывать у детей трудолюбие, уважение к хлебу и труду людей;
- воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать друг друга.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, зрительная гимнастика.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба и проведение беседы, заучивание пословиц и поговорок, чтение литературных произведений по теме, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий.
Материал: Муляжи хлебобулочных изделий, хлеб, каравай, презентация с изображением этапов производства хлеба, «Волшебный мешочек», кофемолка, фартуки, шапочки, ситечки, тарелки с мукой, чайные ложки и салфетки, подносы, готовое тесто, самовар, колосья пшеницы, зерно пшеницы, мяч, магнитная доска, сюжетные картинки «Как возделывался хлеб на Руси».
Ход
занятия:
Логопед: Ребята, давайте друг другу улыбнемся, ведь наступил новый день, который несёт нам много радости. Мысленно пожелаем всем добра, здоровья и хорошего настроения.
Логопед: Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Однажды девочка Майя с мамой и сестренкой Соней пили чай…а что произошло дальше мы сейчас увидим на экране.
Включается видеозапись.
(младшая сестренка Соня кидала хлебные кусочки на пол, мама сказала девочкам, что нужно бережно относиться к хлебу, поэтому старшая сестра Майя решила узнать почему испечь хлеб - это так трудно).
Логопед: ну так о чем мы с вами будем сегодня говорить? (мы будем говорить о хлебе)
Логопед: давайте поможем Майе узнать откуда появился хлеб.
Логопед: Хлеб – главный продукт питания. Почему нужно есть хлеб?
Ответы детей. Хлеб – питательный, нужный, вкусный продукт. Все, кто ест хлеб, вырастут крепкими и здоровыми.
Логопед: Все правильно. А сейчас мы с вами узнаем, как возделывался хлеб на Руси.
(Логопед предлагает детям подойти к доске с сюжетными картинками)
Логопед: Сначала поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадь. А к севу готовились заранее. Сначала мылись в бане, надевали чистую рубаху и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали. Колосья сушили, а затем молотили зерно с помощью цепа. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам. Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука. Из муки много вкусного готовили, но главное - хлеб.
Логопед: А вы знаете, как относились к хлебу русские люди в старину? (К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола собирали в ладонь и съедали.)
Логопед: Как называли хлеб, который пекли к празднику? (Каравай) (показывает каравай).
Логопед: Из чего пекут хлеб? (из муки) А что еще пекут из муки? Ответы детей. (Блины, пироги, пряники, печенье, булочки и т. д.)
Логопед: А как одним словом можно все это назвать?
Ответы детей. Хлебобулочные изделия.
Логопед: А вот каким хлеб может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают мяч называя определения)
Ответы детей. Хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, ржаной, пшеничный, воздушный и т. д.
Логопед: дети, а как вы понимаете пословицу – Хлеб всему голова?
Ответы детей. Он самый главный на каждом столе.
Физкультминутка «В землю зернышко упало»
В землю зернышко упало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек прорастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2раза).
Логопед: Молодцы дети. Вспомните пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Ответы детей. Будет хлеб, будет и обед.
Много света – много хлеба.
Хлеб всегда надо доедать.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хлеб – всему голова.
Логопед: Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полный мешочек хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек. Назови ласково»
(Дети берут из мешочка муляж, называют его ласково, кладут на поднос).
Батон – батончик;
Пирог – пирожок;
Хлеб – хлебушек;
Сушка – сушечка;
Баранка – бараночка;
Крендель – кренделек.
Логопед: Ребята, а как в наши дни возделывают хлеб на полях? Посмотрите на экран. (включается презентация, поочередно появляются картинки)
Логопед: Сначала что нужно сделать?
Ответы детей.
- Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее. К трактору прицепляют сеялки, и сеют в землю зерна пшеницы и ржи.
- За ростом пшеницы следит агроном. Агроном – это профессия человека, который следит за ростом и сбором урожая.
- Когда зерна созрели на поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, вымолачивают из них зерна, эти зерна высыпаются в грузовые машины.
Логопед: А как вы думаете, куда потом везут зерно?
Ответы детей.
- Далее машины везут зерно на элеваторы.
Логопед: Элеваторы - это специальные сооружения для хранения зерна.
Ну всё? Можно печь хлеб?
Ответы детей. Нет. Рано еще.
Логопед: А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Ответы детей.
- Зерно из элеватора везут на мельницу или мукомольный завод, где из зерна мелют муку.)
Логопед: А куда доставляют муку?
Ответы детей.
- Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают хлебобулочные изделия.
Логопед: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?
Ответы детей.
- Готовые изделия доставляют в магазины.
Логопед: Да, и у нас в городе есть хлебозавод, где выпекают свежий, вкусный хлеб, батоны, булки и многое другое.
Зрительная гимнастика «Рожь, пшеница»
Вправо, влево, вверх и вниз (выполняем движения глазами по тексту)
Рожь, пшеница, эх держись! (моргаем глазами)
Мы убрали все кругом, (рисуем глазами круг)
Зиму будем с пирогом (зажмуриваемся и открываем глаза).
Логопед: Ребята, а давайте мы с вами ненадолго станем мельниками и попробуем из пшеничного зерна смолоть муку (для этого нужно надеть фартуки и шапочки, дети садятся за стол).
Логопед: Мы с вами попробуем приготовить муку с помощью кофемолки - специального прибора, который при вращении перемалывает зерна, превращая их в порошок.
Берем несколько зерен, засыпаем в мельницу, начинаем молоть и смотрим, что же у нас получится. Что происходит с зернами? (дети по очереди перемалывают муку).
Ответы детей.
- Зерна растираются и получается мука.
Логопед: ребята, посмотрите какая мука у нас получилась, она похожа на ту, которую мы видим у себя дома и покупаем в магазинах? (нет). Чем же она отличается? Правильно, она не такая белая, а давайте ее сравним с настоящей мукой, той которую готовят на мукомольных заводах.
(на столе лежит несколько ситечек, тарелки с мукой, ложки и салфетки)
Логопед: Предлагаю изучить свойства муки. Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? Ответы детей. (да/нет)
Логопед: Значит мука имеет запах. Теперь проверим муку на сыпучесть. Как это проверить?
Ответы детей: муку надо просыпать через сито.
Логопед: Что происходит?
Ответы детей. Мука сыпется.
Логопед: Мука из зерна пшеницы (какая)
Ответы детей. пшеничная. Из нее пекут белый хлеб.
Логопед: Мука из зерна ржи (какая)
Ответы детей. Ржаная. Из нее пекут черный хлеб.
Логопед: Мука из зерна кукурузы (какая)
Ответы детей. Кукурузная.
Логопед: Ребята, а кто же выпекает хлеб и хлебобулочные изделия?
Ответы детей: хлеб выпекает пекарь.
Воспитатель: Правильно. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и испечем вкусные пирожки.
Воспитатель: Подскажите, чтобы испечь пышные пирожки, что для этого нужно?
Ответы детей: в муку нужно добавить яйца, масло, муку, воду или молоко.
Воспитатель: Ребята, я для вас заранее замешала вот такое тесто (каждому ребенку раздает на тарелочке кусочек теста) Мы сейчас с вами испечем пирожки, для этого обмакните ваши ладошки в муку, что бы тесто не прилипало к ручкам. Берем кусочек теста и формируем пирожок. (прищипывают тесто пальчиками)
Логопед: Пока мы лепим пирожки, давайте проговорим чистоговорку:
Жок -жок – это пирожок
Шки-шки – мама жарит пирожки
Шки-шки – мы любим пирожки
Жок-жок – надо скушать пирожок.
Воспитатель: Молодцы! Как дружно вы трудились! Какие красивые пирожки у вас получились. Давайте положим их на поднос. Как вы думаете, наши пирожки можно уже кушать?
Ответы детей: Нет, их надо испечь.
Логопед: А кто нам поможет испечь пирожки?
Ответы детей: повара.
Воспитатель: значит мы наш поднос отнесем с пирожками на кухню, где повара поставят их в духовой шкаф и испекут (воспитатель относит поднос с пирожками)
Логопед: Теперь вы знаете, какой долгий путь прошел хлеб, чтобы попасть к нам на стол.
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей. Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.
Запомните правила:
-Берегите хлеб, он дорого достается.
- Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
-Никогда не бросайте хлеб.
- Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу или земле.
Логопед: ребята, а вы поняли, почему же нужно беречь хлеб?
Ответы детей: потому что хлеб достается тяжелым трудом.
Логопед: А давайте посмотрим, запомнила ли Майя что нужно бережно относиться к хлебу? Посмотрите на экран.
Видеозапись.
(Майя: мамочка, мы всегда будем помнить о бережном отношении к хлебу).
Логопед: Вам ребята Майя передает большое спасибо за помощь! Вы хорошо поработали, очень старались. Вы молодцы. Надеюсь, когда вы придете домой вы расскажите родителям откуда пришел хлеб и почему его так важно беречь.