Ольга Хижнякова
Интегрированное занятие «В Дымковской сказочной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с Дымковской игрушкой.
Интеграция областей : «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Задачи:
Обучающие задачи:
Публикация «Интегрированное занятие „В Дымковской сказочной стране“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узора.
Продолжать учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру (барыня, козлик, силуэты (барыня, олешек, барашек, конь) по народным дымковским мотивам
Развивающие:
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;
Развивать активную речь, творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Развивать мелкую моторику рук.
Вызвать эмоциональный отклик, интерес к фольклору, способствуя развитию интонационной стороны речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей: обратить внимание на положение кисточки в руках у, предложить …. выбрать стихи для предварительного заучивания …. Обратить внимание на звукопроизношение детей с отклонением в речи.
Предоставлять право выбора силуэтов (олешек, барашек, конь, барыня).
Оборудование: Краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», салфетки, аудиозапись для сопровождения рисования, музыкальное сопровождение,
Наглядные средства : силуэты: барыня, олешек, барашек, конь, заранее вылепленные детьми барашки, барыни. Дымковские объемные игрушки : барыня, олешек, барашек, свинопас, индюк. Презентация о Дымковских игрушках.
Музыкальные средства: спокойная музыка для самостоятельной деятельности; музыкальное сопровождение к песне «Как у наших у ворот», и к хороводу «А я по лугу».
Предварительная работа: Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о дымковской игрушке, рассматривание книг, образцов, игра в домино «Дымка», рисование узоров и роспись силуэтов.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то постучался. (воспитатель заносит на разносе «Дымковские» игрушки: барыня, олешек, свинопас, барашек, индюк).
Из какой страны пришли к нам в гости эти игрушки?
Где находится эта сказочная страна? (село Дымково, за рекой Вяткой, Вятский край, г. Киров)
Ребенок: Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Воспитатель: Как называются эти игрушки? (Дымковские)
Ребенок: И пошла о дымке слава
Заслужив на это право
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Воспитатель: Почему их так назвали? (их делали в селе Дымково, дымковские народные мастера)
Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Ребята, а чем же особенны эти игрушки? Что их отличает от других? (эти игрушки удивительны, просты, они очень яркие, украшены декоративными деталями: воланами, рюшами, оборками, красочные, некоторые животные превращены в свистульки.
Какие же основные цвета использовали мастера? (белый, красный, желтый, голубой, зеленый, малиновый, позолоченный)
Ребенок: Все игрушки не простые
А волшебно расписные
Белоснежны – как березки
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Вот барыня ….
Олешек ….
Свинопас ….
А вот индюк нарядный …
Ребенок: стих-е «Индюк»
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный
У большого индюка
Все расписаны бока
Всех нарядом удивил
Крылья важно распустил
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок
А высокий гребешок
Красной краскою горя
Как корона у царя
Индюк сказочно красив
Он напыщен, горделив
Смотрит с высока вокруг
Птица важная – индюк.
Воспитатель: Давайте, ребята, представим себе эту сказочную страну.
Какой вы ее себе представляете? (Красивой, веселой, нарядной. И люди в ней веселые. Они собираются на ярмарках, нарядно одеваются и шутят.)
А какие вы знаете шуточные песни, потешки, прибаутки, дразнилки?
Ребенок: Ванька – встанька у ворот
Громко песенки поет.
Ребенок: Тары- бары растабары
У Варвары куры стары.
Ребенок: Балалаечка звенит – заливается
А матрешка глядит – улыбается.
Ребенок: Едет Ваня на быке
Балалаечка в руке
Балалаечка упала
Быку ноженьку сломала
Ребенок: Как у нашего соседа
Весела была беседа
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны.
Ребенок: Федя – медя требуха
Съел корову и быка
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят
Ребенок: Чики – чики – чикалочки
Едет Ваня на палочке
А Дуня в тележке
Щелкает орешки
Ребенок: Ах – ты, совушка – сова
Ты большая голова
Ты на дереве сидела
Головою ты вертела
Во траву свалилася
В яму покатилася
Воспитатель: Послушайте Вятскую потешку. Той местности, где делали дымковские игрушки.
Летели две птички, собой невелички
Как они летели, все люди глядели
Как они садились, все люди дивились
Сели посидели, взвились полетели
Взвились, полетели, песенки запели.
Мы уже с вами сказали, что люди в этой стране веселые, поют шуточные песни. А давайте и мы с вами споем песню «Как у наших у ворот».
Воспитатель: Скажите, как вы представляете себе детей в дымковской сказочной стране? Какие они? (Такие же, как и мы, любят бегать и играть)
Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Горелки».
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят
Раз, два, три – беги
Воспитатель: - А давайте споём про дымковские игрушки.
Ритмодекламация на тему:
«Д ы м к о в с к и е и г р у ш к и»
(под музыку песни «Эх, Самара – городок!»)
1. Дым идет из труб столбом -Круговые движения правой рукой
Точно в дымке все кругом- Круговые движения левой рукой
Голубые дали – Прикладываем руку «козырьком» и смотрим вдаль
Дымкою назвали!
Вот она какая - игрушка расписная! - 2 раза Пружинка: мальчики – руки на поясе, девочки - полочкой
2. Мы из глины вас слепили,- Имитация лепки
Белой краскою покрыли. - Имитация рисования сверху-вниз
Очень ловко справились. - Хлопки в ладоши
Высохнуть оставили. -Дуем на раскрытые ладошки
3. Вот колечки и полоски -Имитация рисования
Петушки и водоноски, -Имитация «петушка», и «водоноску»
И лошадка, и индюк- Имитация «Лошадка», «Индюшок»
Ловко получились вдруг! -Хлопки в ладоши
Вот она какая - игрушка расписная! - 2 раза Пружинка: мальчики – руки на поясе, девочки – полочкой
Воспитатель: Ребята, что-то наши гости заскучали, Давайте распишем для них друзей. Немножко побудем мастерами. Проходите в нашу мастерскую. (Дети выбирают силуэты, вылепленные игрушки, и проходят за столы расписывать. Во время росписи звучит спокойная музыка).
Воспитатель: Какие красивые, нарядные получились игрушки. Как они стали в хоровод.
Давайте и мы для них заведем хоровод «А я по лугу».