Галина Ускова
Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка. Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: Экран, проектор, сундучок с куклами, заготовки материала для изготовления обрядовой куклы Мартинички.
Участники; Дети подготовительной группы, ведущий – Хозяюшка (в русских народных костюмах)
Ход занятия.
1 слайд. Тема занятия.
Под. р. н. музыку Музыкальный руководитель (Хозяюшка) и дети входят в зал, встают полукругом.
Хоз. – ка. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ним по русскому народному обычаю!
Дети6 здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)
Публикация «Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп „Куклы из бабушкиного сундучка, Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Хоз. – ка. Эй, честной народ, ко мне пожалуйте сюда, приглашаю вас в мою мастерскую! Проходите, присаживайтесь на самые удобные места!
Под музыку дети проходят в избу – мастерскую, садятся на лавочки (стульчики)
Хоз. – ка. Посидим рядком, поговорим ладком! Ребята, мы с вами живём в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия!
2 слайд. – 2 – 3 фото.
Хоз. – ка. Наша Родина – матушка Россия. Так с любовью её называли наши предки! А хотите вы увидеть, как жили в старину на Руси? ( ответы детей: да, хотим)
3 слайд. Тарелочка с наливным яблочком.
Хоз. – ка. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком. Покатим его по блюдечку, всю Россию увидим!
- Катись, катись наливное яблочко по блюдечку, покажи нам Русь – матушку!
4 слайд. Хозяйка обращает внимание на экран, на котором показаны различные фрагменты деревенского быта, по каждому слайду ведётся небольшой рассказ.
- Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами. Огородами.
Дети встают и исполняют песню «Русская изба» муз. и сл. З. Я. Роот.
5 слайд. Столетиями жители этих деревушек работали в поле т на огороде.
6 слайд. (1 – 2 фото)Занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод,
грибов, охотой.
7 слайд. Пекли пироги в жарких печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней радости и красоты, и люди создавали радость своими руками.
8 слайд. Серые фасады домов расписывали невиданными цветами, травами, украшали окна деревянной резьбой.
9слайд. Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины.
10 слайд. Плели различные кружева.
11 слайд. Вышивали на полотенцах.
12 слайд. И конечно же мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение. Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами и бабушкиного сундучка.
Звучит русская народная музыка. Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :
- Посмотрите, у меня в мастерской сундук стоит! Я уверена, что много он тайн хранит. К сундучку я подойду, может что – нибудь в нём найду!
(Достаёт тряпичные куклы и показывает их детям)
Хоз. – ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину куклы делали для разных случаев. Таких кукол в магазине не купить, они сделаны своими руками, с любовью. А как об этом рассказывается в стихах?
1. Русская, тряпичная, куколка простая
Славила Россию игрушка удалая,
Бодрая, весёлая, игрушка озорна,
А по нраву русская, значит нам родная!
2. Есть кукла, кукла – оберег, твоя помощница на век,
Люби меня и уважай, и никогда не обижай!
Я принесу тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче!
Хоз. – ка. Куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые! Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот это какая кукла? (показывает игровую куклу Полешко)
Реб. Это обыкновенная игровая кукла Полешко, с такими куклами раньше играли дети. Они делались из обыкновенного маленького полена, на котором завязывались платок и тряпочка вместо платья - кукла готова.
Хоз. – ка. Всё сказано верно, молодцы! Засиделись наши ножки, надо их размять немножко. В круг скорее все вставайте с куклой Полешко поиграйте!
Все дети встают в круг, в центре Хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
- Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,
- Приветствуем друг друга, друг друга, друг друга,
- С куклой ты попрыгаешь? Попрыгаем, попрыгаем!
- Ты ножками подрыгаешь? Подрыгаем, подрыгаем
- А ручками похлопаешь? Похлопаем, похлопаем!
- А ножками потопаешь? Потопаем, потопаем!
- Ручками помашешь? Помашем, помашем!
- А потом попляшешь? Попляшем, попляшем! (Игра проводится 1 раз)
После игры дети рассаживаются на свои места.
Хоз. - ка. А ещё в бабушкином сундучке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищает людей от разных бед.
Хоз. – ка. Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Хозяюшка подходит к сундучку и достаёт куклы - обереги.
Хозяйка вместе с детьми вспоминают уже знакомые обереговые куклы.
Хоз. – ка. Сегодня вы познакомитесь куклой – оберег Бессонница. Как вы думаете, почему её так называют? (Варианты ответов детей)
Хоз. – ка. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец,
мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов быстро сворачивала из двх лоскутков ткани куклу – оберег Бессонницу и кидала её в колыбель, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!
Хозяюшка достаёт из сундучка ещё одну обереговую куклу»
Хоз. – ка. Эта куколка называется Пеленашка, она защищала ребёнка от зла до крещения! А какая куколка считалась оберегом хорошего настроения?
Дети: Колокольчик.
Хоз. - ка. Достаёт из сундучка куклу «Колокольчик»
Хоз. - ка. Пусть куколка эта нас повеселит! А, ну ребята, все вставайте, весёлую игру начинайте!
Дети играют в р. н. игру «У Маланьи у старушки»
Реб. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,
Нужно, чтобы в каждом доме эта куколка была!
Хоз. – ка. А ещё в бабушкином сундучке есть куклы обрядовые. Богата земля русская обрядами. Обрядовые куклы почитали и ставили их в избе в красный угол. Ребята,скажите, какое время года наступило?
Дети: Весна.
Хоз. –ка. Давайте вспомним какие мы знаем заклички про весну.
Дети исполняют две заклички (весны и жаворонков)
Хоз. - ка подходит к сундучку и достаёт куклы обрядовые.
Хоз. ка. Весной изготавливал вот такие обрядовые куколки, их называют Мартинички, а эта кукла «Птица радость». Их изготавливали для весеннего обряда, связанного с приходом весы
Хоз. – ка. Ребята, «Кукла – радость» хочет поиграть с вами в игру
«Добавь недостающее слово и заверши пословицу»
1. Хочешь есть калачи- не сиди на …. печи
2. Что в поле родиться, о в доме…пригодиться.
3. Не красна изба углами, а красна … пирогами.
4. Вся семья вместе, так и душа…. на месте.
5. В гостях хорошо, а дома… лучше.
6. Кончил дело - ….гуляй смело.
Хоз. – ка. С какой обрядовой куклой мы познакомились на прошлом занятии?
Дети: С куколкой Веснянкой!
Хоз. –ка достаёт из сундучка куколку Веснянку.
Хоз. –ка. Веснянка – это весёлая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол дарили девушки друг другу. Каким оберегом является эта кукла?
Дети: Эта кукла молодости и красоты!
Хоз – ка. Ребята, а веснянка приготовила для вас игру.
Проводится пальчиковая гимнастика «Народная игрушка»
У Матрёшки у сестрицы
Пол деревни небылицы - ритмичные удары пальцами правой руки (начиная с указательного пальца) по левой и наоборот.
Ходит утка в юбке, в тёплом полушубке, - поочерёдное загибание пальцев на обеих руках.
Курочка в жилете, петушок в берете,
Коза в сарафане, заинька в кафтане, - ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.
А всех их пригоже – корова в рогожке.
Хоз. – ка. Делу время – потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься! Заготовку куколки – Веснянки мы уже с вами сделали заранее. А сегодня я предлагаю завершить нашу работу и подарить Веснянок нашим гостям. Но сначала мы вспомним правила создания кукол.
Дети вместе: Куклы делаются только по доброй воле с добрым мыслями, для доброго человека.
Хоз. - ка. Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть. Чтобы украсить куклу надо её нарядить в русский народный костюм и заплести косу лентами.
Для этого нам понадобиться яркая ткань для сарафана, тесьма. Моя уже готовая куколка – Веснянка будет «ходить» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и куратно, потом мы их будем дарить гостям.
- Кукла просто загляденье, детям всем на удивление,
Коль хотите научиться эту куклу смастерить,
Вам придётся не лениться и старанье приложить.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы под русскую народную мелодию.
Хоз. –ка. Какие красивые Весняночки у вас получились!
По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
- Ребята, давайте наши куклы подарим гостям, но сначала надо пожелать что – нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы хорошего и доброго пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, положит свою ладошку на мою или других ребят, уже сказавших своё пожелание.
Начинает Хозяюшка: Я желаю всем мира и добра!
После того как все скажут свои пожелания – делается пирамида добра (правые руки в середину круга)
Хозяюшка тихонько раскачивает её со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! – подталкивает лежащие на её ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Дети дарят куколки – обереги гостям под музыкальное сопровождение.
Хоз. - ка. Ребята, скажите, где вы были в гостях, чем занимались?
1реб. Мы были в гостях в избе мастерской народной игрушки.
2реб. Говорили о куклах.
3. реб. Играли с ними мастерили обрядовую куклу Веснянка.
Под русскую народную музыку дети возвращаются в группу.