Владимир Логинов
Конспект интегрированного занятия по аппликации и лепке «Осенняя березка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Интегрированное занятие по развитию творческих умений аппликация, лепка на тему;
«Осенняя березка»
Учебный корпус №4 «Сказка»
Воспитатель: Логинов Владимир Александрович
Подготовительная группа «Золотой ключик»
Москва
2018
Тема: «Осенняя березка».
Цели:
1. Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по аппликации и лепке „Осенняя березка“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Береза, березка. Аппликации
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Лепка, занятия с пластилином
- Береза. Все на тему березок
- Бросовый материал. Лепка
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Осень. Аппликации
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Лепка, пластилин
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
2. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.
3. Продолжать развивать у детей технику рисования, аппликации, с разными способами создания своего рисунка.
4. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.
5. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.
Материал для занятия :
• репродукции картин осенние березы;
• цветная бумага А4;
• простой карандаш;
• пластилин белый и черный;
• набор гуашевых красок;
• кисти;
• стаканчик с водой;
• салфетка.
предварительная работа: наблюдение за березой во время прогулок в разное время года. Рассматривание репродукций картин художника И. Левитана «Березовая роща».
Ход занятия
1. Организационная часть.
Педагог. Ребята, а вы знаете, какое дерево издавна особо почитаемо на Руси?
Мнения детей.
Если возникают затруднения, педагог направляет детей к правильному ответу загадкой:
Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки.
(Березки)
Демонстрация репродукции картин «Березы».
Педагог. Березка является символом России. Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Березка была центром внимания на этом празднике. Ветки березы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего летнего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. В этот день девушки выходили в березовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвященные березке.
Прослушивание русской народной песни «Береза» в исполнении Анны Герман.
Береза, береза, лет двести шумела,
А время настало, и ты постарела.
Береза, такой тебя вижу впервые
Засохшие ветви, как космы седые.
Шуршат пожелтевшие листья в тревоге,
И ты, как старушка, стоишь у дороги.
Стоишь ты сутуло на перекрестке
Кругом поднимаются дочки-березки.
Набросив на плечи зеленные шали,
Девчушки расходятся в дальние дали.
Бегут в рассыпную, шагают рядами,
Ведут о тебе разговоры с ветрами
Береза, береза, стареешь, тоскуя.
Но я не покину тебя и такую.
Весной, как и прежде, к тебе устремляюсь
Так вешней порой возвращается аист,
Заботясь о детях, гнездо обновляя
Береза, береза, навеки родная.
Физкультминутка
«Ай да березка!»
Ай да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленее ты листвой,
Ветер тихо березку качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон, два – наклон,
Ай да березка белый ствол!
Педагог. Береза – это щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадки:
С одного дерева да четыре угодья:
• Первое – от темной ночи свет,
• Второе – некопаный колодезь,
• Третье – старому здоровье,
• Четвертое – разбитому связь.
Мы сейчас разберем с вами отгадки на все четыре загадки.
Первая – издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.
Вторая – из некопаного колодезя вкусный и полезный для здоровья березовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок в разные емкости и потом с удовольствием пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы березка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
Третья – здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.
Четвертая – ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.
Ребята, а кто-нибудь знает, откуда береза получила свое название?
Предположения детей.
Педагог. Название свое береза получила от древнего слова «БЕР» которое обозначало «СВЕТЛЫЙ», «БЕЛЫЙ», «ЯСНЫЙ». Именно от «БЕР» и образовалась сначала «БЕРЗА», а потом «БЕРЕЗА».
Хорошо бродить по березовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Многие поэты посвятили свои произведения русской березке – символу красоты и чистоты.
***
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками.
С зеленными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется – но не ломится!
А. Прокофьев
Педагог. Художники тоже часто изображают березу, восхищаясь ее природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром ее кроны, нежной зеленью ее листвы. Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным составом.
А мы сегодня будем заниматься аппликацией, лепкой и рисованием. При рисовании нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась на бумаге; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные и одинаковой толщины.
2. Практическая часть
1. Нарисовать простым карандашом контур ствола березы – тонкий, стройный, узкий и заостренный наверху.
2. Нарисовать контур веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные с низу и короткие наверху, под наклоном вправо-влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз.
3. Дополнить основные ветки короткими боковыми веточками.
4. Обвести контур рисунка гуашью белого цвета концом тонкой кисти (следить за тем, чтобы деревянная основа была направлена вверх, только в этом случае линия будет получаться тонкой и одинаковой толщины).
5. Затем можно лепить ствол из белого пластилина, добавляя на нее маленькие катышки черного пластилина придавая форму бересты.
6. Для выполнения листвы использовать способ аппликации, используя оттенки бумаги зеленного, оранжевого и желтого цвета для осенней композиции.
7. Внести в рисунок дополнения: траву, опавшие листья, ежика, солнышко, облака и др.
Во время работы следует сделать паузу для отдыха.
Физкультминутка
«Березка»
Мы березку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой ее полили, Руки согнуть в плечах, ладонями вперед.
И березка подросла, Потянуть руки вверх. К солнцу ветки подняла, А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой, сесть.
3. Итог занятия
Педагог. У нас с вами получилась настоящая березка, рядом с которой очень хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислонится к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворенным матушкой-природой.
***
Как приятна березок гряда!
Бьет зеленый прибой у дороги,
Им без устали моет вода
Без того побелевшие ноги.
А. Прокофьев
Проведение с детьми совместного анализа по проведению открытого занятия «Осенняя березка».
1. Ребята, какие инструменты и материалы вы сегодня использовали в своем творчестве?
2. Расскажите о своем настроении, что вы чувствовали, когда создавали на листке свою неповторимую и красивую березку?
3. Что можно сказать, посмотрев на свою работу?
4. Скажите, что вам больше всего понравилось в вашей работе?
5. Что получилось, а что не получилось?
6. Почему она тебе нравится?
7. А что можешь сказать ты, о работе своего товарища?
8. Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?
9. Выделить с детьми три самые аккуратные и интересные работы.
10. Что можно сказать о березе?