ольга
Интегрированное занятие по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с использованием мнемотехники
(рисование мнемодорожек)
Цель: дети научаться пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий:
Задачи:
1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:
2) развивать навык работы по развитию речи с использованием мнемотехники;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3) развивать слуховое внимание память, мышление, в умении слушать и отгадывать загадки;
4) воспитывать интерес к художественной литературе;
5) воспитывать умение внимательно слушать выступления товарища;
Предварительная работа: Чтение рассказа К Ушинского «Четыре желания»
Материалы и оборудование: графические схемы (мнемодорожки, картины с изображением времен года, мольберт, текст, загадки, фломастеры, расчерченные полоски бумаги, аудиозапись рассказа К Ушинского «Четыре желания».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент
Дети стоят в кругу с воспитателем.
Мы руками хлоп, хлоп;
Мы ногами топ, топ;
Мы плечами чик, чик;
Мы глазами миг, миг
Вправо, влево повернись,
И друг дружке улыбнись.
Воспитатель: Ребята, мы улыбнулись друг другу. Настроение у нас сегодня замечательное, потому что за окошком солнечный, теплый денек. А какое время года?
Дети : Осень
Воспитатель: Осень на дворе. А давайте сейчас вспомним все времена года. А помогут вам мои загадки.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?- спросим,
И ответим вместе: (Осень)
Скоро, скоро примчу,
На метелях к вам примчу,
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу (Зима)
Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся. (Весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке. (Лето)
(Воспитатель вывешивает поочередно картинки с изображением каждого времени года и обращает внимание на красоту природы, в соответствии с сезоном).
Воспитатель: Чем можно заниматься в каждое время года?
Дети: Осенью - играть с опавшими листочками, собирать осенние букеты, зимой-кататься с горки, возить друг друга на санках…., весной-играть в мяч, любоваться одуванчиками…., летом-ездить на дачу, купаться в речке…
Воспитатель. Каждое время года по-своему хорошо.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам вспомнить рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания», который мы читали вчера. В нем рассказывалось о мальчике по имени Митя, которому нравились все времена года по своему.
Воспитатель: Ребята, этот рассказ мы с вами постараемся пересказать. А что бы нам ничего не забыть, давайте нарисуем схемы-дорожки. Первую дорожку нарисую я. Остальные нарисуете вы сами.
Воспитатель включает аудиозапись первой части рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.
Воспитатель:
-О каком времени года говорится вначале рассказа? (обозначим зиму снежинкой)
- Что делал Митя на прогулке зимой? (нарисуем - горку, реку)
- Какой прибежал Митя домой и что сказал отцу? (веселая рожица, сердечко и снежинка)
-Куда посоветовал отец записать свое желание? (книга)
Воспитатель: Возьмите полоску бумаги и будем дальше рисовать подсказки.
Воспитатель включает аудиозапись второй части рассказа, беседует с детьми.
Воспитатель:
-Какое время года настало после зимы? (капелька)
- Что делал Митя на весеннем лугу? (бабочка, цветок)
-Что сказал Митя отцу? (сердечко и капелька)
-И, что снова сказал Мите отец (книга)
Воспитатель: Ребята, а кто помнит физминутки о весне? Выходите на ковер, будем отдыхать и физминутку про весну вспоминать.
Солнце, солнце высоко (стоят на цыпочках, руки тянут вверх)
Нам от солнышка тепло (поглаживание ладонями лица)
Тает снег от лучей (приседание)
Звонко побежал ручей (бег по кругу)
Вы за ручейком бегите
Лужи все перешагните (ходьба по кругу)
(Воспитатель приглашает детей снова за столы)
Воспитатель: Возьмите еще одну полоску бумаги.
Воспитатель включает аудиозапись третей части рассказа.
Воспитатель: Вспоминайте, про какое время года говорилось в рассказе дальше? (травка)
-Чем занимался Митя на сенокосе? (коса, рыба,ягода, стог сена)
- Что сказал Митя отцу? (улыбка)
-Куда записал Митя свое желание? (книга)
Воспитатель включает четвертую часть рассказа.
Воспитатель: Возьмем еще одну полоску бумаги и вспомним, что говорилось в рассказе об осенней прогулке Мите.
-Как лучше изобразить осень? (дерево и редкие листики на нем)
-Что делал Митя в осеннем саду (яблоки и груши)
-С каким настроением Митя пришел к отцу? (человечек, с поднятыми руками)
-Что показал отец Мите (книга).
Воспитатель: Какие дорожки-схемы у нас получились интересные и, думаю, рассказывать по ним будет очень удобно. Давайте сделаем зарядку, чтобы уставшие пальчики отдохнули.
Пальчиковая гимнастика: (Соединять поочередно пальцы
Здравствуй, солнце золотое! большой с остальными)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую.
Пересказ рассказа К. Ушинского с опорой на мнемодорожки по цепочке (ребенок рассказывает об одном времени года).
Итог:
Воспитатель: Понравился вам рассказ?
А у вас есть любимое время года? Почему именно это нравится?
Ребята, я предлагаю забрать сегодня свои схемы-дорожки домой и рассказать маме и папе о мальчике Мите.
Приложения
Константин Ушинский «Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.
— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна.
Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.
— Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето.
Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень.
В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Варианты мнемодорожек.
hello_html_61010148.jpghello_html_m45d737b7.jpg
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
2. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 c.
3. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
4. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера,
5. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.