Ирина Кунаева
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности «В поисках секрета шишки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с изменением формы шишек за счёт влияния воды.
Задачи:
1. Привлечь детей к элементам исследовательской деятельности : изменению объекта (шишки) под воздействием воды и тепла
2. Закреплять знания детей о геометрических формах предметов (круглая, овальная); закреплять элементарные математические представления, понятия «много», «один»;
3. Активизировать словарь детей: сосновая, влажная, мягкая, закрытая, тяжёлая; сухая, раскрытая, твёрдая, тяжёлая; опустилась на дно, плавает на поверхности; обогащать речь, используя прилагательные;
Публикация «Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности „В поисках секрета шишки“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Темочки
4. Развивать у детей способность сравнивать ветки и шишки сосны с ветками и шишками ели, учить распознавать их по веточкам и хвоинкам, формировать представление детей о шишках (еловой, сосновой, кедровой; большая, маленькая, колючая;, их признаках ;
5. Развивать внимание, наблюдательность, смекалку, любознательность, творческое воображение; понимание простейших причинно-следственных отношений «действие-результат».
6. Воспитывать познавательную активность, интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
7. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, сформировать осознанно-правильное отношение к природе;
8. Формировать навыки зрительного и тактильного обследования объекта, развивать мелкую моторику.
Подготовительная работа :
Рассматривание ели на территории детского сада (во время прогулок).
Просмотр м/ф "Чьи в лесу шишки?", «Лунтик и его друзья.» (Серия 166 "Шишки".)
Изготовление поделок из природного материала (шишек) совместно с родителями;
Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о шишках, хвойных деревьях; чтение авторской сказки Т. Бугровой «История еловой и сосновой шишки», рассказа Н. Сладкова «Еловая каша».
Оборудование и материалы:
еловые и сосновые шишки, семена ели и сосны, кедровая шишка, кедровые орешки, банка с вареньем из шишек,контейнеры с водой, мягкие игрушки Бельчонок, Ёжик; дидактический материал на тему: «Хвойные деревья», презентация «Сказка хвойного леса» (по мотивам авторской сказки Т. Бугровой «История еловой и сосновой шишки», лупы, весы, медицинские шапочки «Шарлотта», клей, соль, манка, кисточки, шишки на подставках, карта-схема проведения опыта.
Ход познавательно-исследовательской деятельности :
1. Постановка проблемы
Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Хотите узнать от кого оно? (воспитатель показывает слайд с изображением бельчонка + аудиозапись голоса)
Я весь день в лесу скакал,
Шишек в корзинку насобирал,
Ежик увидел их и сказал:
«Так, сегодня дождя не будет!»… и куда-то убежал
Как же об этом он сразу узнал?
Ведь он только шишки в корзинке видал…
Ребята, хочу я секрет разгадать….
Ответ вы поможете мне отыскать?»
- Белки живут в дуплах на ели и сосне. Питаются семенами шишек.
- Ребята, как же мы поможем бельчонку? (ответы детей)
- Когда я шла утром в детский сад, то увидела на нашей веранде для прогулок корзинку. Наверное, это Бельчонок оставил ее для нас. Вы хотите узнать, что находится внутри? Отгадайте загадку: «Не похожи на иголки, а упали тоже с елки» (Шишки)
Дети рассматривают еловые и сосновые шишки.
– Сколько их? (Много).
Возьмите по одной шишке, рассмотрите ее. (Дети берут по шишке из корзинки, говорят какая у кого шишка – еловая или сосновая) Сколько шишек у каждого из вас? (одна) А у всех? (много)
(Воспитатель прикрепляет на силуэт ели и сосны шишки ели и сосны)
- С какого дерева они? (С сосны). Значит они какие? (Сосновые). А с ели как шишки назовем? (еловые).
(дети находят общие признаки еловой и сосновой шишки : колючие, растут высоко, есть чешуйки)
Найдите, чем отличаются шишки ели и сосны?
(дети называют отличительные признаки шишек)
- Какие шишки у ели?
(Еловая шишка удлиненная, похожая на овал. У нее более мягкие чешуйки.)
- Что вы расскажете про сосновые шишки? (Сосновая шишка круглая, с твердыми чешуйками.)
Воспитатель:
Ребята, любопытный Бельчонок попросил нас разгадать,в чем секрет шишек. Давайте с шишками поиграем и попросим их рассказать, как же Ежик узнал, что дождя не будет.
Игра «Покажи шишку» (стоя в кругу)
Ребята, у кого в руках сосновая шишка, спрячьте ее за спину, а у кого еловая – поднимите шишку вверх. А теперь наоборот, еловую спрячем, а сосновую поднимем вверх.
Самомассаж шишкой (стоя в кругу)
Шишку я люблю катать
И ладошками сжимать.
В ручку правую возьму
Пальцами ее сожму.
Руку быстро разжимаю
И в ладошках покатаю.
В ручку левую возьму
И сильней ее сожму,
Снова ручку разжимаю
И по ножке покатаю:
По одной и по другой,
Дружим, шишка, мы с тобой,
Ты секретик нам открой!
Воспитатель: Моя шишка мне ничего не сказала. А ваши? А как вы думаете, ребята, шишки могут говорить? А если могут, то как?
(предположения детей)
Воспитатель: Я думаю, «шшш».
Давайте позовем Ежика и у него спросим: «Как он узнал, что дождя не будет?»
Дети: Ежик!
Воспитатель: Нет, ежик не слышит нас. На улице стало холодно, наверное, он спрятался в норку, ведь ежи зимой спят.
2. Исследовательская деятельность.
Предлагаю отправиться в лабораторию и внимательно рассмотреть шишку.
- Чем занимаются в лаборатории? (ответы детей)
Дети: Проводят опыты, исследования, эксперименты.
Воспитатель: Скажем волшебные слова:
Чики – чики - чикалочка
Игра- превращалочка
Вокруг себя повернитесь
И в лаборатории очутитесь!
Наденем шапочки и превратимся в ученых.
Прежде чем приступать к опытам, напомню правила поведения в лаборатории:
-запрещается вставать с мест без разрешения;
-нельзя засовывать что-либо в рот, нос и уши;
-трогать приборы и оборудование;
-необходимо соблюдать тишину, не мешать своим товарищам.
Воспитатель: Шишка состоит из стержня и чешуек.
(картинка «Строение шишки»)
1. Рассмотрим через лупу чешуйки шишек ели и сосны. Попробуйте их согнуть.
Вывод: у ели чешуйки мягкие, а у сосны - жесткие. И у еловой и у сосновой шишки чешуйки раскрыты. Внутри шишки живут семена.
Воспитатель: Постучите шишкой по тарелочке, проверьте есть ли в ваших шишках семена?
2. Рассмотрим через лупу семена ели и сосны. Одинаковы ли семена сосны и ели? На что они похожи?
Воспитатель:
Зачем семенам крылышко? Подуйте слегка на них. Что происходит? (разлетаются)
Вот так в лесу, в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко, семена разносит ветер, и из семечка вырастает новое дерево: ель или сосна. Сосновые шишки растут два года. В первую зиму шишечка сосны зеленая, а на второй год созревает и чешуйки раскрываются.
(картинка «Как прорастает сосна, ель)
Но не у всех хвойных деревьев семена такие легкие.
Посмотрите, это кедр (картинка) Он растет в тайге, на Дальнем Востоке нашей страны. (показать карту) На нем вырастают большие шишки, внутри которых - семена – орешки. (воспитатель ставит тарелочку с кедровыми орешками). Их едят не только звери и птицы, но и люди. Кедровые орешки очень полезны, содержат много витаминов.
Воспитатель: Ребята, почему не во всех шишках оказались семена?
Дети: Потому что шишки созрели, раскрыли чешуйки, и семена уже улетели.
Воспитатель: Но эти шишки не всегда были такие.
(картинка «Превращения шишки»)
- Почему раньше чешуйки шишки были закрыты? Почему они открылись? Как же нам закрыть чешуйки шишек и узнать, почему они закрываются?
Опыт «Почему шишка закрывает чешуйки?»
Воспитатель: Ребята, вы помните, что ежик сказал, что дождя не будет. А что такое дождь?
Дети: Дождь - это вода.
Воспитатель: Вы опустите шишки в холодную воду, а я залью шишки горячей водой.
(карта-схема опыта)
- Что произошло?
Дети: Шишки плавают на поверхности воды.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что сухие, легкие.
Воспитатель: Оставим шишки еще полежать в воде, посмотрим, что произойдет с ними дальше. А я предлагаю сыграть в игру «Орех - шишка». (снимают шапочки)
Игра «Орех-шишка» (дети становятся в круг, по сигналу воспитателя «Орех» - дети идут направо, «Шишка» - идут налево).
Дети оценивают результаты опыта.
Воспитатель: Изменился ли цвет воды?
Дети: Да, стал коричневым.
Воспитатель: Шишки – природный краситель, поэтому они окрасили воду. Почему шишки утонули?
Дети: Намокли, стали тяжёлые.
Воспитатель взвешивает шишку сухую и мокрую (намокшая шишка тяжелее, чем сухая).
Воспитатель: Что произошло с чешуйками шишек?
Дети: Они закрылись.
Воспитатель: Посмотрите, все ли шишки закрылись? Почему? Как вы думаете, где шишки закрылись быстрее в холодной воде или в горячей?
Дети: В горячей воде шишки закрылись быстрее. Еловые совсем закрылись, а сосновые нет.
Воспитатель: У ели чешуйки мягкие, поэтому они быстрее намокли и вся шишка закрылась. Значит, когда шишки мокрые, они закрывают чешуйки и прячут семена, чтобы они не высыпались раньше времени.
Появляется игрушка Ежик с баночкой варенья из шишек и Бельчонок
Ежик (аудиозапись) Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы меня звали, но на моем пути было много опасностей, и я очень долго до вас добирался. Бельчонок, привет! Секрет шишки ребята отгадали! Посмотрев на шишки ели, я увидел, что они раскрыты, значит, дождя не будет. Перед дождем шишки закрываются и нужно скорее искать домик, чтобы спрятаться от дождя. В тот день я очень торопился, чтобы собрать шишки и сварить варенье на зиму. А вы знаете, что оно очень полезное, лечит кашель и простуду.
Воспитатель: Ребята, давным – давно, когда не было метеостанций, люди по шишкам предсказывали погоду: шишка закрылась - жди дождя, шишка открыла чешуйки – будет тепло и сухо.
Бельчонок: спасибо, ребята! Спасибо, Ежик! Теперь я знаю секрет шишек! Я все понял!
Воспитатель: Спасибо, Ежик за варенье. А почему ты загрустил?
Ежик: Ребята, я всю зиму сплю под елкой и ни разу не видел елочку в снегу. А сорока мне сказала, что зимой в лесу так красиво! А еще говорила про Новый год какой-то…
Воспитатель: Ежик, не грусти, мы с ребятами подарим тебе много зимних елочек. Ребята, настоящие елочки и сосны очень долго растут, скоро Новый год, и люди ставят дома хвойное дерево, украшают его. Эту традицию завел царь Петр 1. Много елочек вырубают в лесу, без разрешения. Давайте будем беречь природу и на праздник украшать елочку искусственную, из магазина.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Из шишек можно сделать много поделок, нужно только проявить фантазию. Давайте подарим Ежику заснеженный лес из шишек.
Дети подходят к столу, обмазывают шишку клеем и окунают ее в манку или соль. Ежик хвалит детей за такой красивый подарок. (Нажать на звуковую игрушку ежик)
(песня о бережном отношении к природе)